Трансвестит при дворе Людовика XV


На Чеховском фестивале представлена «Эоннагата» - спектакль о легендарном трансвестите. Эон
- имя героя, «оннагата» - мужчина, исполняющий в театре «Кабуки»
женские роли. Историю придумало
и сыграло трио знаменитостей – режиссер и актер Робер Лепаж, балерина
Сильви Гиллем и хореограф Рассел Малифант. Все они получили возможность
не только блеснуть в своем искусстве, но и освоить смежные.
Художник по
костюмам Александр Маккуин, создавший для спектакля великолепные
кринолины, чепцы, кимоно,
расписные трико и купальники, отработал по своему прямому назначению.
Хотя кто знает, проживи скандальный модельер чуть дольше, может, и он бы
вышел на сцену. Отметим также фантастическую работу другого узкого
специалиста - художника по свету Майкла Халлса.
Будоражащий темпоритм зрелища, по-кинематографически меняющего крупные и
общие планы, – во-многом его заслуга.
Начинается действие
рассказом Гиллем о таинственном дипломате, дуэлянте и писателе Шарле де
Бомоне,
он же шевалье де Эон, он же мадемуазель Луиза де Бомон. Рассказчица
обворожительна. Белая разлетайка, белые гольфы а-ля ботфорты,
церемонные, через слово, поклоны, мелодичное контральто и интонации
пансионерки, отвечающей увлекательный урок.
Мы узнаём,
что Шарля де Бомона одевали и воспитывали как девочку, но отдали в
мужскую школу, где он
приобрел профессию стряпчего и научился обращаться с холодным оружием.
При дворе Людовика XV ему покровительствовали графиня де Рошфор, маркиза
де Помпадур, принц де Конти и сам монарх. Малый рост и миловидность в
сочетании с неженской силой и неженскими амбициями
подвигли Людовика использовать юношу в пикантной дипломатии. Шарль
меняет мужское платье на женское и разъезжает по Европе с деликатными
поручениями.
Основными
пунктами приложения его усилий становятся Россия, где посланника короля
приближает императрица
Елизавета Петровна, и Англия. На берегах туманного Альбиона Шарль,
попавший в опалу (слишком много знал), задерживается и пишет тринадцать
томов обличительных мемуаров. Вернуться во Францию ему помогает автор
трилогии о Фигаро Пьер Бомарше. Оставшиеся 34
года жизни дипломат по велению властей проводит в облике дамы, и лишь
вскрытие ставит точку в спорах о его гендерной принадлежностью: шевалье
оказался мужчиной.
Рассказ Сильви - лишь заставка к подробному, на 70 минут, изложению отдельных эпизодов биографии героя, частью повествовательных, частью метафорических. Каждый – маленький шедевр синтетического искусства. Каждый исполнен мастерами, по ходу дела перевоплощающихся в главного фигуранта и персонажей, встречавшихся на его жизненном пути. Изумителен Лепаж, стремительно жонглирующий острыми, молниями вспыхивающими клинками. Пикантна Сильви, гарцующая на палке в контрафактурном призрачном свете. Трагикомичен Малифант в образе престарелого Шарля-Луизы, дающего показательные поединки на шпагах. Исключительно хороша в совместных сценах вся троица. Упомянем предфинальную, где персонаж Лепажа непостижимым способом раздваивается в зеркале на мужскую и женскую ипостаси – Малифанта и Гиллем. Словом, есть на что посмотреть и чему удивиться.
Плохо только, что в некий момент удивление становится основной зрительской эмоцией. И наблюдателю, подсевшему на иглу неудержимой авторской фантазии, уже не до трагической истории героя. Блистательные аттракционы с участием столов, шпаг, клинков, вееров, самурайских одеяний и самурайского оружия, барочной музыки и тревожного перестука восточных барабанов идут по нарастающей – каждый следующий диковиннее предыдущего. Сопереживание завсегдатая хорошей драмы сменяется возбуждением посетителя высококлассного цирка. Что, в общем-то, вольно или невольно запрограммировано - Лепажа и компанию в первую очередь интересует прорыв к личным непознанным возможностям.
Режиссер пробует силы
в танце, балерина и хореограф читают и поют, все трое демонстрируют
свои достижения
в боевых единоборствах. Трансвестит – лишь повод объединить эти
художества в законченное целое. Собственно, зрелище следовало назвать не
«Эоннагатой», а, скажем, «МаГиЛе» (Малифант - Гиллем - Лепаж) или
«ЛеГиМа», а лучше - «ГилЛеМ». Ибо Сильви принадлежит в нем
самая сильная сцена, где Шарль-Луиза, манипулируя клинком-пером, пишет
письмо матери. Балерина здесь наконец-то танцует. А за пару ее
взрезающих воздух, хлестких, как удар шпаги, батманов, можно отдать
немалую часть этого незаурядного спектакля.