Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп повысил пошлины на товары из Китая до 145%
Общество
Открытое горение на складе в Сходне ликвидировано
Интернет и технологии
В работе СБП произошел сбой
Общество
На строительство жилья в ДНР и Запорожской области выделят более 520 млн рублей
Общество
Мишустин рассказал о новых правилах посещения музеев для многодетных семей
Армия
ВС РФ уничтожили разведывательный беспилотник ВСУ в Сумской области
Политика
Политолог оценил заявления Киева о готовности купить оружие США
Мир
Трамп сообщил о планах по лишению городов — убежищ для мигрантов финансирования
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Киеве
Авто
Мотоциклистам разрешат бесплатно парковаться в Подмосковье
Мир
В Австрии указали на возможность сотрудничества РФ и США на фоне пошлин Трампа
Общество
Уголовное дело возбуждено после обстрела ВСУ энергообъекта в Курской области
Мир
В Германии указали на отсутствие вреда от торговой политики США для России
Общество
Суд вынес приговор двоим мужчинам за подготовку терактов в Воронежской области
Спорт
В ФДР сообщили о допуске российских дзюдоистов к турниру на чемпионате Европы
Мир
МИД РФ назвал целью визита Лаврова в Казахстан подготовку двусторонних мероприятий
Мир
Алиев призвал Евросоюз не лезть в отношения Азербайджана с Арменией и Турцией

Антиракеты на доверии

В понедельник в Государственной думе политики, эксперты, ученые обсуждали возможность (и целесообразность) реализации проекта совместной ПРО с НАТО, о котором шла речь на лиссабонском саммите Россия-НАТО в ноябре прошлого года.
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Буквально накануне президент России направил главам государств - членов Совета Россия-НАТО послания с изложением российской позиции по противоракетной обороне, подтвердив заявленную в Лиссабоне готовность России взять на себя долю ответственности за поддержание стратегической стабильности и безопасности, включая формирование совместной ПРО в Европе.

В том, что тема ПРО крайне остра, мы могли убедиться относительно недавно на двух конкретных примерах: именно планы администрации Буша-младшего по размещению элементов третьего позиционного района глобальной ПРО США в Чехии и Польше привели в свое время к серьезному осложнению в наших отношениях. И подвижка позиции нового президента США в этом вопросе стала решающим фактором для так называемой перезагрузки в наших отношениях.

Второй раз тема ПРО прозвучала при подготовке и заключении в апреле прошлого года знакового Договора о СНВ, к которому российская сторона сделала специальное заявление о том, что в случае резкого наращивания американской системы ПРО Москва оставляет за собой право выйти из договора. Конгресс США при ратификации договора особо настаивал на отсутствии ограничений на развертывание систем ПРО в качестве условия для его одобрения.

Амбициозный и достаточно дерзкий - учитывая щекотливость темы - проект совместной ПРО России и НАТО ("евро-ПРО") возник на фоне российско-американской "перезагрузки" и постепенного размораживания отношений России и НАТО после кризиса 2008 года. Сама идея, конечно, выглядит весьма смелой: попробовать сделать что-то совместно именно там, где у нас до сих пор были серьезные разногласия. Но для перехода в практическую область нужно решить целый ряд проблем концептуального плана, многие из которых прозвучали в понедельник на "круглом столе" в Госдуме.

В целом я бы свел их к трем основным вопросам: "Против кого? Как? Зачем?" При всей кажущейся простоте этих вопросов очевидных и универсальных ответов пока нет.

Если упрощать, то мы видим столкновение двух подходов. Для США, как прозвучало на "круглом столе", ПРО (читай: гарантия собственной неприкосновенности) - своего рода религия, догма, "священная корова", от которой они вряд ли откажутся независимо от того, будем мы с ними сотрудничать или нет. Но вопрос в том, согласятся ли они иметь защиту от всех, за единственным исключением (Россия), как сейчас, или принципиально пойдут до конца?

И, в свою очередь, устроит ли Россию то, что в мире есть хоть одна страна, которой мы не могли бы нанести сокрушительный ответный удар?

Решать эту коллизию можно до бесконечности, но разными способами: можно гонкой вооружений, что уже с известным результатом попробовал СССР. А можно - взаимодействием, которое бы сняло вообще вопрос о первых и ответных ударах с повестки дня как таковые.

В этом смысле вопрос "как?" пока еще сложен чисто психологически даже, а не технически: как можно создавать совместный проект стратегической обороны с тем, чьего стратегического оружия ты опасаешься больше всего? И этот вопрос задают с обеих сторон.

В практическом плане, чтобы избежать рисков на стадии реализации проекта, российская сторона предлагает вполне естественную вещь: обеспечить гарантии неприменения ПРО против ее участников. Сама идея России - чтобы ПРО РФ и системы НАТО действовали секторально, т.е. зоны охвата наших ПРО не пересекались бы, а состыковывались друг с другом. При таком подходе вопрос "как?" выглядит вполне решаемым.

Но есть и другой вопрос: "зачем?". Ибо, как признало большинство участников думского мероприятия, это проблема прежде всего взаимного доверия, а точнее - его нынешнего недостатка.

Однако здесь важно понять, что первично: доверие или ПРО? Не станет ли само участие в совместной ПРО мощнейшим импульсом для достижения принципиально нового, небывалого в истории уровня доверия между прежде враждовавшими сторонами?

Как представляется, именно этот подход лежит в основе решений руководства страны, когда оно выражает готовность к реализации столь серьезного проекта в сфере безопасности. Разумеется, нельзя не принимать во внимание аргументы тех, кто высказывает озабоченность, что "евро-ПРО" в любом виде - с участием России или без оного - будет частью глобальной американской ПРО, нацеленной на защиту прежде всего самой Америки. Что маневр с вовлечением России в дискуссии по проекту "евро-ПРО" может служить лишь средством снять наши возражения против глобальной ПРО США. Что позиция Вашингтона в этой теме чрезвычайно чувствительна к "сезонным колебаниям" в американской политике, т.е. к тому, какая партия у власти.

Все это помнить нужно. Но даже на основании этих соображений можно делать разные выводы и выбирать различные алгоритмы действий.

Выбор перед нами стоит непростой, но важно при этом понимать, что при любом развитии событий у нас нет ситуации какого-то цейтнота: речь идет о сроке как минимум в десяток лет, который, однако, нужно потратить с умом. В том числе реализуя совместные проекты, которые могут никогда не понадобиться - и слава Богу! - по прямому назначению, но очевидно переведут наши отношения с экс-противниками в "холодной войне" в совершенно иное качество.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир