Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Мир
Reuters сообщило о подписании Трампом закона о финансировании правительства
Армия
ВС России уничтожили дроном «Форпост» технику ВСУ в курском приграничье
Мир
Меркель назвала Россию огромной и сильной страной
Армия
Минобороны РФ изменит нормы снабжения имуществом штурмовиков
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Спорт
Футболисты «Локомотива» обыграли «Динамо» со счетом 2:1 в матче РПЛ
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
CENTCOM сообщило о начале крупномасштабной операции против хуситов в Йемене
Мир
Более 80 тыс. рабочих промпредприятий вышли на демонстрации в Германии
Экономика
Выдачи семейной ипотеки за год выросли в полтора раза
Мир
Вице-премьер Сербии не исключил возможность ареста Милорада Додика
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Мир
Суд в США обязал Starbucks выплатить $50 млн водителю после ожогов горячим кофе

Вот такое кино

11 сентября 2001 года я встретил в Mall of America, самом большом торговом центре Соединенных Штатов, расположенном на окраине Миннеаполиса. Когда разнеслась весть о террористическом акте, вошедшем в историю под кодовым обозначением 9/11, посетители-покупатели бросились в бары и универмаг "Сирс". В первых над стойками висели телеэкраны, второй торговал телевизорами.
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Как заколдованные, в гробовом молчании смотрели люди, как самолеты врезаются в башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.

И вдруг кладбищенское молчание нарушил чей-то голос:

- Ну прямо как в кино!

И словно плотину прорвало. Люди наперебой стали вспоминать научно-фантастические ленты и фильмы ужасов на мотивы "конца света". Люди вспоминали, что в некоторых из этих картин изображалась гибель как раз нью-йоркских небоскребов-близнецов...

Воспоминания о теракте 9/11 и реакции на него в Mall of America воскресила новая катастрофа, обрушившаяся на Японию. Телеканалы сосредоточились на показе наиболее "зрелищного" элемента катастрофического триумвирата - цунами. И как в Mall of America 9 сентября 2001 года, люди говорили:

- Ну прямо как в кино!

И вспоминали фильмы о Всемирном потопе, вспоминали классический "Ураган" с умопомрачительно прекрасной Дороти Ламур...

"Как в кино..." Почему? Не только, да и не столько потому, что реальность и кинематографическая технология почти идентичны. Мы фиксируем эту идентичность не ради ее самой. Это защитная реакция. "Как в кино" означает, что "понарошку". В любой момент ты можешь покинуть кинозал или выключить телевизор, и кошмар прекратится. Ты знаешь, что "погибшие" люди-актеры живы. Живы даже животные, ибо их убийство во время съемок запрещено голливудским кодексом (запрещение распространяется даже на насекомых).

Но одновременно успокоительное "как" подчеркивает, что и 9/11, и японский апокалипсис - это "не как", что это жизнь. И смерть. Без воскрешения. После теракта 11 сентября 2001 года стало модно говорить: "9/11 все изменило". В действительности оно ничего не изменило. Все осталось по-старому. Во всяком случае, наша ненасытность в области фильмов-катастроф в кино, на телевидении, а с некоторых пор и в видеоиграх. Именно наша "любовь к катастрофам" держит на плаву и обогащает киноиндустрию.

Сразу же после цунами в США состоялась премьера кинофильма "Битва: Лос-Анджелес". По сборам он вышел на первое место - 35,6 миллиона долларов в первый уикенд. В нем морские пехотинцы-супергерои спасают от внеземных пришельцев человеческую цивилизацию, но в первую очередь и главным образом город американской мечты Лос-Анджелес.

Некоторые критики осмелились пискнуть по поводу того, что, дескать, можно было бы и отложить премьеру в связи с японской драмой. Но совестливых критиков зашикали, ибо шоу должно продолжаться. К тому же им напомнили, что именно японцы являются родоначальниками фильмов с "урбано-деструктивными монстрами". (Их прозвали Годзиллами.) И еще - фильм "Битва" хоть и сделан в Голливуде, но его производство финансировала японская компания "Сони".

Кое-кто из критиков считает, что 35,6 миллиона долларов - это цена, которую американцы заплатили за то, чтобы хотя бы два часа не думать о реальной катастрофе.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир