Лучший Начо русского балета


Знаменитый хореограф глубоко проник в тайны своего искусства. Метод, принесший ему мировую славу, отражает название одного из премьерных сочинений - "Without words" ("Без слов"). Никакой апелляции к литературе - сюжету, интриге, персонажам. Минимум костюмов и декораций. Единственная субстанция, питающая танец, - музыка. А суть балетов - бесконечно изменчивое соединение движения и звука. При этом творения Дуато держат в неослабном напряжении и рождают множество ассоциаций - как сюжетных, так и эмоциональных. Но это, как говорил Джордж Баланчин, уже не дело хореографа.
"Дуэнде", поставленный в 1991-м для Нидерландского театра танца, и "Without words", сделанный семью годами позже для Американского балетного театра, представляют Дуато во всем блеске. Музыкальная основа "Without words" - шесть песен Франца Шуберта, переложенных для виолончели и фортепиано Мишей Майским. Предусмотренных композитором слов - о мельнике и ручье, радостях и горестях, вечном движении и заслуженном покое - нет. Есть бесхитростные и трогательные мелодии, на которые Дуато накладывает прихотливую пластическую вязь соло, дуэтов, трио и ансамблей. А если кому-то почудится романтическая повесть о странствии за мечтой, то к ней, как было сказано, хореограф отношения не имеет. Так же произвольны и ассоциации в "Дуэнде". Назвав балет именем лесного эльфа, Дуато, казалось, уводит зрителя на лоно природы. Однако истинный смысл льющегося потоком танца - соревнование танцовщиков с темами и тембрами оркестрового кудесника Клода Дебюсси.
К несчастью, в "Nunc Dimittis" - своем первом балете для михайловской труппы - Дуато перемудрил. Очевидно, сказался груз ответственности и желание сделать непременно русский балет. Квинтэссенцией "русского" выступают девушки в расшитых серебром сарафанах, колокольный звон и почему-то фрагмент католической службы, озвученный композитором Арво Пяртом. К тому же "русский" для хореографа означает "драматический". Героиня повествования (Екатерина Борченко), сопровождаемая двумя мрачными мужчинами, ассоциируется и с Анной Карениной, и с Настасьей Филипповной. А в финале замолив грехи, возносится к колосникам...
Тем не менее по сумме трех балетов михайловцам нужно выразить респект. Отлично справились со своей задачей музыканты, прежде всего виолончелист Вадим Мессерман и флейтист Игорь Родионов. За сутки освоил непростую партитуру Пярта театральный хор. Правда, надежды, что в идеальной хореографии Дуато танцовщики автоматически станут музыкальными и пластичными, не оправдались. Хороши лишь те, кому упомянутые качества отмерены природой. Например, экс-премьер Мариинки Леонид Сарафанов, перешедший в Михайловский не в последнюю очередь из-за возможности танцевать Дуато.
В ближайших планах хореографа - наша национальная гордость "Спящая красавица". По словам худрука, возможность поставить классический спектакль его приятно волнует. Питерские балетоманы волнуются тоже. Что сотворит гений современного танца, никогда не работавший с классикой, с этим классичнейшим петербургским балетом? К переносам собственных спектаклей, которые наверняка будет делать Дуато, тоже есть вопросы. При всей своей ценности и "Дуэнде", и "Without words", можно сказать, великолепный секонд-хенд. И за границей, куда, конечно, повезет их господин Кехман, помнят, как элегантно исполняли и исполняют эти балеты западные труппы. Выход у михайловцев один - не подвергать себя опасности сравнения. А это значит, что Начо Дуато должен не покладая рук создавать для них эксклюзивный репертуар. И при этом художественно руководить труппой, у которой есть еще и репертуар классический. В таких условиях за хореографа немного страшно. Надолго ли хватит вездесущего Начо?