Шик и шарм


Впервые балет Парижской оперы побывал в России в 1958 году. В программе значился "Хрустальный дворец" - переливающийся красками и блестками портрет знаменитой труппы, созданный Джорджем Баланчиным. Танец ради танца. Музыка ради музыки. Удовольствие ради удовольствия. Такой всепроникающий гедонизм наша публика увидела впервые.
Не изменили себе французы и во время последнего визита в 1991-м, когда в Москву приехали этуали нуреевского призыва. Наш беглец возглавлял балет Парижской оперы с 1983 по 1989 год. Был несговорчив, деспотичен, игнорировал профсоюз. Но выпестованные им Сильви Гиллем, Мануэль Легри, Элизабет Платель говорят об этом периоде с нежностью. Ныне дуэт из "Сюиты в белом" танцевал последний из нуреевской гвардии - Жозе Мартинез. Танцевал, как всегда, с благородной сдержанностью и почтительным вниманием к даме.
"Сюита..." на изящную музыку Эдуара Лало - еще один портрет парижской труппы, на этот раз не парадный, а камерный. И тоже сочиненный русским - коллегой Баланчина по дягилевской труппе, уроженцем Киева Сержем Лифарем. Балет увидел свет в 1943-м, в оккупированном Париже. После войны Лифаря, в то время директора балета Парижской оперы, обвинили в коллаборационизме и отстранили от руководства. Тот, кто это сделал, вероятно, не видел "Сюиту...". Формально - это череда технических этюдов для солистов и кордебалета. По сути - гимн французской культуре, французскому шику и французскому шарму. Сегодняшние этуали и премьеры - Летиция Пюжоль, Эмили Козетт, Матье Ганьо, Изабель Сьяравола, Доротея Жильбер - наследуют традиции. Но делают они это, скорее, по обязанности, чем по велению сердца.
Менее почтенную "Арлезианку" (год создания - 1973) парижане во главе с Клермари Оста и Жереми Белингаром танцуют с большим энтузиазмом, что неудивительно. Балеты Ролана Пети требуют личной заинтересованности, и ощутить ее нетрудно. Мэтр мастерски рассказывает свои истории и переиначивает чужие. В данном случае в основу спектакля легла музыка Жоржа Бизе и бытовая драма Альфонса Доде о деревенском юноше, влюбленном в городскую кокетку. У Пети вместо быта почти экзистенциализм. Повесть о душе, которой тесно в теле. А единственный способ вырваться на свободу - это тело уничтожить. Однако Пети неисправимый оптимист. Если завтра тебе суждено умереть, сегодня ты должен насладиться жизнью. Сюжет о самоубийце разворачивается на фоне залитого солнцем пейзажа Ван Гога и задорных крестьянских плясок. На выходе получается типично французский продукт: история будоражит, но не грузит. Заставляет задуматься, но не повергает в уныние. По схожему рецепту - при всем различии стилей - работал Морис Бежар, чье "Болеро" привезли гости.
"Ритм пожирает мелодию" - так определил хореограф смысл балета. В роли мелодии - танцовщик на красном столе. Ритм - окружающие стол поначалу безучастные, а затем возбужденные мужчины. Танцовщики Оперы и протагонист - Николя Ле Риш работают с безупречной точностью. От их совершенства захватывает дух, но оно же вселяет сомнение. Потому как "Болеро" - не ода олимпийскому мастерству, а ритуал, творимый грешными людьми. Разнокалиберные бежаровские артисты не были небожителями. В их "Болеро" ощущалась жизнь и страсть. То, чего недостало великолепным парижанам.
Впереди у французов лучший спектакль современного репертуара - "Парк" в хореографии Анжелена Прельжокажа на музыку Моцарта. Показы начнутся сегодня.