Анна Каренина приедет поездом


13 января на сцене Московского театра оперетты начинаются гастроли Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана. Прославленный коллектив представит "Анну Каренину" - балетную интерпретацию одноименного романа Льва Толстого. В спектакле прозвучит музыка Петра Ильича Чайковского. С Борисом Эйфманом встретилась обозреватель "Известий".
известия: В 2006 году ваш театр уже привозил "Анну Каренину" в Москву. Мы увидим тот же балет?
Борис Эйфман: Зрителей ожидает старый новый спектакль. Прежде всего будут изменения в плане хореографическом. Я обновил танцевальный текст, потому что появились новые исполнители. В прошлый раз главные роли исполняли Мария Абашова, Юрий Смекалов и Альберт Галичанин. Сейчас Анну станцует Нина Змиевец, Вронского - Олег Габышев, Каренина - Олег Марков. Их физическая и профессиональная индивидуальность потребовала новых акцентов, другой хореографической лексики. Кроме того, мы сделали новые декорации, в которых видна, я бы сказал, более глубокая перспектива этого спектакля - во всех смыслах.
и: "Анне Карениной" Толстой предпослал странный эпиграф: "Мне отмщение и Аз воздам". Работая над балетом, вы для себя определили его смысл?
Эйфман: Я не пытался расшифровать какие-то послания Толстого, хотя они для меня тоже были важны. Толстой, предвосхитив Фрейда, дал свой психоанализ женской души. Женской психологии, женского подсознания, женской страсти. Мне интересно было не "воздавать", а анализировать. Открыть через "Анну Каренину" новые возможности балетного театра. Поиск хореографической материализации жизни человеческого духа - интереснейший процесс. И "Анна Каренина" подарила нам эту возможность. Прожив определенный период жизни с Анной, с Вронским, с Карениным, я проникся к этой героине колоссальным сочувствием и пониманием. Мне кажется, в нашем спектакле есть ощущение жалости к еще одной погубленной женской душе...
и: В Мариинском театре поставили "Анну Каренину" Родиона Щедрина в хореографии Алексея Ратманского. Вы видели этот балет?
Эйфман: Я посмотрел его на видео, в театре не был. Не хотелось бы комментировать. О коллегах надо говорить либо хорошо, либо ничего.
и: Недавно вы показали "Анну..." в Париже. Как приняли этот спектакль французы?
Эйфман: Истинное искусство принимают везде одинаково. Сложно говорить о своем сочинении, но факты - упрямая вещь. Это были очень успешные гастроли - по всем показателям. Мы достойно закрыли Год России во Франции. Париж уже много лет воспитывается в духе модерн-балета и современный танец воспринимает только в русле последних авангардных течений. И все-таки, когда французы видят настоящее театральное искусство, которое их волнует и открывает новые возможности современной хореографии, они принимают его эмоционально, и я бы даже сказал, сверхэмоционально. Для них это большее откровение, чем для нас. Они видят, что русский психологический театр становится достоянием не только драмы, но и балета. Видят артистический класс, профессионализм, высокий уровень сценических технологий, декораций, света, костюмов. И понимают, что сегодня балет способен предстать совершенно разным, многоликим и многообразным. Успех "Анны Карениной" в Париже еще раз продемонстрировал, что мы выбрали правильный путь - не копирования образцов западной хореографии, а создания успешного, конкурентоспособного отечественного балетного репертуара.
и: Не могу не спросить о строительстве здания вашего театра. Были сообщения, что оно начато и успешно ведется.
Эйфман: Это неправда, к сожалению. Мы переехали на новую репетиционную базу, в центре города. И оставили на растерзание нашу старую базу, которая вот-вот должна быть уничтожена. На ее месте будет возведена Академия танца. Обещают построить к 2012 году. Это отдельный проект. Серьезный. Он имеет и социальную, и профессиональную направленность. А второй проект - это Дворец танца на "Набережной Европы". Ввод в эксплуатацию планируется на 2015-2016 годы. Надеюсь, сроки будут соблюдены, хотя опыт строительства нового здания Мариинки и реконструкции Большого театра говорит об обратном. Посмотрим, может, мы будем приятным исключением...