Красный мак на Енисее


В Красноярске завершился I Всероссийский форум "Балет XXI век". Отныне город на Енисее имеет не только свой балетный конкурс, но и репертуарный эксклюзив - знаменитый "Красный мак", возрожденный народным артистом СССР Владимиром Васильевым.
Масштабное мероприятие сибиряки провели с размахом. Кроме смотра-конкурса с участием молодых артистов из Новосибирска, Уфы, Челябинска, Самары, Москвы и Красноярска, "круглых столов", мастер-классов и показов фильмов состоялись два гала-концерта. Первый представил лауреатскую молодежь, второй - звезд отечественного балета во главе с ветеранами Большого театра Галиной Степаненко, Андреем Уваровым, Марком Перетокиным и Морихирой Иватой. Не покладая ног трудились и красноярцы. Помимо энергозатратных "Спартака" и Гран-па из "Пахиты" на их счету высокотехнологичная - с использованием анимационного арта и киноэффектов - "Весна священная" в постановке худрука театра Сергея Боброва и художника Теодора Тэжика. А также главное событие форума - премьера забытого в России "Красного мака".
Спектакль увидел свет в 1927 году на сцене Большого театра и был провозглашен первым советским балетом - об этом написал рецензент "Известий". Художник и либреттист Михаил Курилко вдохновился заметкой в "Правде" - о том, как в китайском порту был задержан теплоход "Ленин". Привлек композитора Рейнгольда Глиэра, приму ГАБТа Екатерину Гельцер, балетмейстеров Лащилина и Тихомирова, и работа закипела. Как вспоминал Курилко, если Гельцер говорила: "Это я не чувствую, это до зрителя не дойдет", сцены переписывались заново. В результате мудрого руководства балерины до народа "дошли" все компоненты балета. Мелодичная музыка Глиэра, где китайская пентатоника соседствовала с лирическими адажио в духе Чайковского. Мелодраматический сюжет о любви китайской танцовщицы Тао Хоа к стране победившего социализма - в лице безымянного советского капитана. И сценическое воплощение этой истории, в котором буржуазные чарльстон, танго, фокстрот сменяло революционное матросское "Яблочко", а его - пророческий сон главной героини с участием фениксов и бабочек.
Спектакль был образцовым и по части промоушена. Еще в процессе постановки творческая группа выезжала на столичные заводы. Глиэр играл на рояле, Гельцер беседовала с рабочими о балете, артисты танцевали. Заинтригованные коллективы закупали представления впрок - за два сезона "Красный мак" был показан свыше двухсот раз и, как отмечали социологи, "пошел в массы": появились одноименные кафе, конфеты, мыло и духи. Кроме Москвы и Ленинграда балет поставили в 27 городах СССР - от Каунаса до Улан-Удэ и семи городах мира, включая Нью-Йорк.
Владимир Васильев давно искал случая вернуть на сцену этот успешнейший продукт советской эпохи. Еще школьником он участвовал в постановке Большого театра 1949 года, приуроченной к провозглашению Китайской Народной Республики, и был поражен музыкой Глиэра и Галиной Улановой в главной роли. Задача заключалась в том, как изложить заслуженный балет в понятном и приятном для современного зрителя формате.
Идеологическая составляющая, необходимая в советское время, ныне мало кого интересует, поэтому действие перенесли в начало XX века. Советский капитан стал русским, сохранив тем не менее звезду на рукаве кителя (художник по костюмам Мария Вольская). Классовую ненависть, которую питали к нашему моряку китайские феодалы, заменили на личный конфликт - капитан отказывается взять на борт контрабанду, гневным жестом отбрасывая предложенные деньги. Героиня, в свою очередь, любит не символ советского строя, а элегантного и галантного кавалера, в знак восхищения вручившего ей цветок красного мака.
Впрочем, Васильев - отличный рассказчик балетных историй - избегает акцента на собственно истории. Она в общем-то банальна. Да и в персонажах - жертвенной Тао Хоа, самоотверженном капитане, мстительном злодее Ли Шань Фу - нет уважаемой постановщиком психологической неоднозначности. Не волнует создателя нового "Мака" и популярная ныне аутентичность. Оригинальные танцы сегодня никто не помнит, а поразить масштабом (в Большом на сцену выходило до 400 человек) при немногочисленной красноярской труппе невозможно. Однако решение - одновременно и спорное, и убедительное - все же найдено.
Постановщик называет свой метод романтическим реализмом. Хотя если искать определение, то это явный импрессионизм в буквальном смысле слова: от французского impression - впечатление. В данном случае впечатление от исчезнувшего балета и вдохновившей его экзотической страны. Причем передано оно не танцем - хореографическая лексика весьма скромна и не кажется скудной лишь благодаря обаянию Анны Оль - Тао Хоа. Главное в этом спектакле - "картинка".
Красноярский "Красный мак" - балет сценографа, где Васильев-художник одерживает верх над Васильевым-балетмейстером. Сменяющиеся на заднике видеопроекции акварелей - порт, бухта, корабли, горы, маки, диковинные птицы, пагоды, драконы, жанровые зарисовки - выстраивают свой параллельный сюжет. Порой он гораздо интереснее того, что происходит на сцене. Сибиряков такой подход убедил. Возвращение "Красного мака" приветствовали продолжительными овациями и стоя. Васильев, окончательно войдя в образ, вышел на поклоны в национальной китайской блузе.
* * *
Кто победил в Красноярске
Мастерство 22 участников смотра-конкурса I Всероссийского форума "Балет XXI век"оценивало жюри под председательством Владимира Васильева. Конкурсанты представили номера классической и современной хореографии. Победителями среди мужчин названы Дмитрий Соболевский (Красноярск), Артемий Беляков (Москва), Валерий Целищев (Челябинск). У женщин первенствовали Маргарита Шрайнер (Москва), Ирина Сапожникова (Уфа), Анна Гермизеева и Ольга Михайлова (Красноярск). В номинации "хореографы" жюри приняло решение первое место не присуждать. Лауреатом II премии стал Павел Глухов, III премию разделили Анна Закусова и Дмитрий Антипов. Дипломы конкурса вручены также балетмейстерам-репетиторам, которые подготовили победителей к выступлению, - художественному руководителю балетной труппы Красноярского театра оперы и балета Марку Перетокину и педагогу Московской академии хореографии Ирине Прокофьевой. Специальный приз министра культуры Красноярского края вручен Новосибирскому хореографическому колледжу.