Жизнь прекраснее балета


Гала-концертом "Посвящение Ролану Пети" в Санкт-Петербурге завершился смотр балетных школ России, известный как Гран-при Михайловского театра. При стечении бомонда во главе с супругой президента России Светланой Медведевой и губернатором северной столицы Валентиной Матвиенко маэстро продемонстрировал знаменитое французское "искусство жить". В балетном варианте.
Концерту предшествовало выступление юных дарований. Находящийся на подъеме Михайловский готовит их на смену нынешним звездам. В день гала молодая поросль толпилась в проходах, создавая атмосферу радостного ожидания. Сам Ролан Пети отсутствовал. В осенне-зимний период 86-летний мэтр не покидает свою швейцарскую резиденцию, но не упускает случая донести до публики свое мировоззрение.
Заключается мировоззрение Пети в том, что жизнь прекрасна независимо от привходящих и, как правило, временных обстоятельств. Не можешь обустроить большой мир, займись своим маленьким. Сделай его полезным и приятным - как бокал старого вина в ненастную погоду. И необременительно занимательным - подобно страшной, но отнюдь не пессимистической истории, рассказанной в хорошей компании. По большому счету все созданное кавалером ордена Почетного легиона - рассказ у камелька. Не случайно Пети так любят в России, где камельков катастрофически не хватает. И поэтому творчество мсье имеет у нас еще и психотерапевтическую функцию. Особенно когда задействованы разделяющие его жизнелюбивые концепции исполнители.
Режиссер гала Луиджи Бонино, давний друг и ассистент хореографа, включил в программу испытанные хиты и проверенных артистов. Сам он поочередно изобразил смешного старика Коппелиуса, трогательного Чарли Чаплина ("Чарли танцует с нами") и завсегдатая латиноамериканского танцпола ("Щека к щеке"). Причем в номере из "Коппелии", презрев театральную условность, с шиком откупорил настоящую бутылку шампанского.
Солисты Парижской оперы Элеонора Аббаньято и Бенджамин Пеш, не сбившись на пошлость (хотя сюжеты к таковой подталкивали), станцевали зоофилическую композицию "Леда и Лебедь" и роковое "Рандеву". Последнее завершилось "убийством" - дама полоснула неверного любовника бритвой по горлу. Столь же игриво, как до того обнимала. Что ж, Пети есть Пети: небытие в его представлении не менее занимательно, чем бытие. Это хорошо поняла солистка Большого театра Светлана Лунькина, станцевавшая сомнамбулу с Александром Волчковым ("Пруст, или Перебои сердца") и вышедшая в "Юноше и смерти", самом популярном творении Пети.
В Мариинке в этом балете выступали монументальные Ульяна Лопаткина и Юлия Махалина. И местные балетоманы, увидев Лунькину, ворчали: какая же это смерть - так, пигалица. Но Пети любит именно таких - невысоких, стильных, кокетливых, себе на уме. Похожих на обожаемую супругу Зизи Жанмер. Лунькину он, можно сказать, открыл, когда ставил в Большом "Собор Парижской Богоматери", и та его надежды пока оправдывает. За одним маленьким исключением. Матери двоих детей не достает эротизма, а без него Пети - как кушанье без специй: вкус есть, но чего-то не хватает.
Впрочем, зритель с воображением легко домыслит то, что у Лунькиной находится в глубоком подтексте. А вот в случае с ее коллегой по Большому театру - Иваном Васильевым - никакая фантазия не спасет. Артист, выступивший в "Юноше..." и "Арлезианке", стал главным разочарованием вечера, хотя и числился его основной звездой. Причина "облома" коренится в абсолютном несовпадении эстетики Пети и психофизических данных танцовщика. Иван превосходно справляется с ролями борцов и трибунов, но беспомощен в изображении рефлектирующих интеллигентов. В данной сфере у него все, что называется, чересчур - начиная с застывшей на лице маски страдания и заканчивая непредусмотренной постановщиком демонстрацией виртуозности. Между тем для балетов Пети требуются элегантность, вкус, изящество, ирония и прочие ненатужные компоненты, без которых жизнь перестает быть искусством. А этот вариант маэстро категорически не устраивает.