Вспоминая Васильпалыча


Кроме презентации последнего романа писателя "Lend-leasing. Дети ленд-лиза", по традиции вышедшего в журнале "Октябрь", программа фестиваля включала творческие вечера, мастер-классы и музыкальную часть.
По осенней Казани стремительно передвигаются литераторы-"подаксеновики": Евгений Попов, Светлана Васильева, Валерий Попов и Александр Кабаков. На встречи и автограф-сессии отведен световой день, в процессе которого Дом-музей Аксенова и Музей изобразительных искусств заполняют казанские любители словесности, желающие послушать байки из писательской жизни, да и просто взять автограф.
Вечером все встречаются в Большом концертном зале имени Сайдашева на джазовой программе, подготовленной Андреем Макаревичем. Оба концертных дня на сцене хозяйничало трио Евгения Борца, усиленное саксофонистом Александром Гуреевым и певицей Текорой Роджерс.
В первый день главной гостьей стала колоритная негритянка Роджерс из Чикаго, мастерски владеющая нюансами спиричуэлс, соула и госпела. В кулуарах Роджерс поведала, что волноваться начала еще на репетиции, когда поняла, с профессионалами какого уровня ей придется работать. Статусности оркестру добавил и Андрей Макаревич, вышедший с гитарой наперевес на несколько финальных пьес и отрекомендовавший Евгения Борца как своего учителя.
Макаревича в Казани любят. Собственно, любовь к "Машине Времени" несколько лет назад и подтолкнула мэра Ильсура Метшина к организации крупнейшего летнего международного фестиваля "Сотворение мира". Казанский мэр предложил, москвичи Макаревич и Сергей Миров откликнулись, и вот уже приезды высокопоставленных музыкальных гостей - для Казани обычное дело. Что приятно, в подобных визитах нет ничего формального. Легкий дух джазовой импровизации сопутствует концертам и встречам, которые плавно перетекают в самые неожиданные проекты.
Логичной связкой к пущенной Евгением Поповым фразе: "Как девятнадцатый век вышел из гоголевской шинели, так двадцатый - из джинсовой куртки Аксенова" стало открытие экспозиции джинсов, собранной Рустемом Валиахметовым, коллекционером городских винтажных редкостей и директором удивительного Музея предметов соцбыта. Первыми экспонатами стали настоящая "ливайсовская" джинсовая куртка, еще в 1970-е подаренная Бродским поэту Юрию Кублановскому, и джинсы лидера "Машины Времени", побывавшие на битловской студии Abbey Road.
Кстати, на литературной части "Аксенов-феста" нашлось место и для "Машины времени". Кроме нескольких книг Андрея Макаревича казанцам была предложена книга веселых рассказов "Все очень непросто", которую представил ее автор - бывший участник группы Максим Капитановский.
Второй день джаза был полностью отдан программе "L.O.V.E. - Песни про любовь", сделанной Макаревичем при помощи все того же трио Евгения Борца и вокального ансамбля A'cappella ExpreSSS. В программе звучали песни Бинга Кросби, джазовые стилизации Окуджавы, сочинения самого инициатора действа и даже блестящая шансонная тема "Дочь рыбака". Ее, как когда-то сказал поэт Михаил Генделев, "человек написать не мог. Сделать это мог только народ".
Джазовая программа Макаревича тихая и спокойная. Создана она для "своей" публики, по большей части уже чурающейся рок-н-ролльных стадионов. В этом джазе нет экспрессии Чарли Паркера или авангардного прорыва Ганелина-Чекасина-Тарасова, но он явно пришелся по вкусу слушателям.
Наверное, понравилось бы и самому "Васильпалычу" Аксенову, который, по словам всезнающего Александра Кабакова, никогда не сетовал на отсутствие халявных билетов, качество звука и "неименитость" состава.