Лезвие бритвы


Премьерой спектакля "Slice to sharp" ("Затачивая до остроты") в постановке Йормы Эло Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко продолжил освоение современной западной хореографии. Деловитость, с которой преподнесли балет танцовщики, свидетельствует: некогда запретный плод утратил сладость и стал привычным.
Еще недавно отношения российского и зарубежного танца складывались как в анекдоте хрущевских времен. "Когда мы догоним Запад?" - спрашивали пытливые слушатели армянское радио. И трезвое радио отвечало: "Никогда. Даже если они побегут нам навстречу". Прошло еще какое время, и, казалось бы, патовая ситуация разрешилась. Запад, хотя и не слишком резво, двинулся в нашем направлении. Самое удивительное, что и наша заржавевшая балетная машина набрала неплохой темп. Еще более удивительно, что забег с российской стороны возглавили отнюдь не обласканные господдержкой тяжеловесы. На сцене Мариинки так и не прижились переносы спектаклей Ноймайера и Форсайта, после чего театр счел главным своим делом возрождение и сохранение своего наследия. Большой добился-таки эксклюзива от Кристофера Уилдона и Анжелена Прельжокажа, но оба сотворили для Москвы далеко не лучшие свои вещи. Уилдоновских "Милосердных" на сцене уже нет, а "Творение" Прельжокажа вряд ли возродится после европейского турне. Что касается заявленной на текущий сезон старинной вещицы Форсайта "Херман-Шмерман", то она погоды не сделает.
Зато "Стасик" и петербургский Михайловский театр, уступающие старшим братьям и в статусе, и в финансировании, и в уровне танцовщиков, основательно приступили к приращиванию западных богатств. Генеральный директор Михайловского Владимир Кехман пригласил на художественное руководство Начо Дуато. Но эти плоды просвещенного радикализма еще предстоит оценить: первые балеты, сделанные знаменитым испанцем для михайловцев, увидят свет в марте будущего года. А вот для станиславцев вхождение в танцевальный импорт уже проходит в рабочем режиме, в чем заслуга грамотной тактики гендиректора Владимира Урина и худрука балета Сергея Филина. Они не настаивают на эксклюзивах, понимая, что долгая притирка к чужой труппе нервирует гостей. Не капризничая, берут то, что предлагают, и быстро, без амбиций и премьерских "заскоков", учат.
В результате "Стасик" имеет в репертуаре "Чайку" Джона Ноймайера и вскоре будет иметь один из лучших его спектаклей последних лет - "Русалочку" по мотивам сказки Андерсена. Есть также загадочная "Na Floresta" Начо Дуато и поставленные этим летом очаровательные вещицы Иржи Килиана - "Шесть танцев" и "Маленькая смерть". Теперь к ним добавился экономичный (всех затрат - темный задник, комбинезоны для мужчин и купальники для женщин), структурно-ясный (серия сменяющих друг друга дуэтов, соло и ансамблей) и стилистически провокативный (граничащий с дерзостью взгляд на барокко) "Slice to sharp" в постановке Йормы Эло.
Общительный финн - хореограф-резидент американского Бостонского балета. Классическому танцу учился на родине, стажировался в петербургской Академии русского балета, танцевал в шведском "Кульберг-балете" у Матса Эка и "Нидерландском театре танца" у Килиана. Усилиями подобных ему, образованных и поездивших по свету хореографов, поддерживается питательный слой для шедевров тех же мэтров. В "Slice to sharp", ранее поставленном в чтящем традиции "Нью-Йорк Сити Балле", Эло, можно сказать, "заточил до остроты" отношения с ними.
Изобретательный метроритм дуэтов заимствовал у Килиана. Непомерное количество движений в единицу времени, хлесткость и динамизм - у Форсайта. Доходчивый юмор и спасительную самоиронию - у Эка. От себя же внес две существенные вещи. Во-первых, нетривиальный подход к музыке - нашел, например, незаигранные фрагменты концертов Вивальди и совсем не известную массовому слушателю скрипичную партиту Генриха Игнаца Бибера. Во-вторых, снабдил балетную love story свежими акцентами. Мужчины и женщины здесь не любовники, а товарищи по работе - в данном случае по нелегкому танцевальному труду. И трудятся они на равных. Правда, дамы не крутят и не вздымают ввысь кавалеров - до такого святотатства политкорректность Эло пока не простирается. Но и не позволяют себе никакого кокетства и лирических отступлений. Этакая картинка из передового западного офиса - работа, работа и еще раз работа. Танцовщиков, прошедших через означенный унисекс-марафон, следует назвать поименно: Кристина Кретова, Валерия Муханова, Наталья Сомова, Анастасия Першенкова, Сергей Кузьмин, Сергей Мануйлов, Георги Смилевски и Семен Чудин. А постановщика Эло поблагодарить отдельно. С его балетом труппа приобрела идеальное средство для поддержания достойной рабочей формы.