Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Мединский анонсировал включение плана Трампа по Украине в учебники истории
Экономика
В Москве число индивидуальных предпринимателей выросло на 7%
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Республике Татарстан
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Происшествия
Два человека погибли в результате пожара в квартире в Республике Башкортостан
Экономика
В России планируют давать гарантии участникам СВО для получения займов на бизнес
Мир
В Коста-Рике произошло извержение вулкана Поас
Происшествия
Один ребенок погиб и один пострадал при пожаре в Сургуте
Армия
Средства ПВО уничтожили 10 украинских беспилотников над тремя регионами РФ
Мир
В США назвали семь основных кандидатов на пост папы римского
Происшествия
Сотрудники МЧС ликвидировали открытое горение на складах в Приморском крае
Мир
Asia Times сообщила о закрытии программы США по созданию гиперзвуковых ракет
Общество
Скульптор Зураб Церетели умер на 92-м году жизни
Армия
Для спецназа ВМФ разработан подводный буксировщик
Общество
Житель Курской области рассказал об ограблениях ВСУ и вывозе имущества на Украину
Экономика
Индекс доллара опустился ниже 98 пунктов впервые с 31 марта 2022 года
Политика
Reuters узнало о нежелании американцев поддержать идею третьего срока Трампа

Леди Макбет Воронежской губернии

В Воронежском театре оперы и балета - премьера. Балет Кирилла Молчанова "Макбет" поставил народный артист СССР Владимир Васильев. Зрители стоя приветствовали создателей спектакля. И этот прием лишний раз доказывает, сколь действенной может быть хорошо рассказанная балетная история
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Воронежском театре оперы и балета - премьера. Балет Кирилла Молчанова "Макбет" поставил народный артист СССР Владимир Васильев. Зрители стоя приветствовали создателей спектакля. И этот прием лишний раз доказывает, сколь действенной может быть хорошо рассказанная балетная история.

Как танцовщик Васильев вырос на балетах Юрия Григоровича. Пропустил через себя почти все его спектакли. В главном из них - "Спартаке" - создал образ мятущегося борца, приблизиться к которому молодые не могут до сих пор. Став хореографом, усвоил законы григоровической хореодрамы с ее напряженной, крепко спаянной с музыкой интригой. Но совсем по-другому продумал акценты. В балетах Григоровича главный герой - мужчина, а главные темы - мужская дружба, мужское предательство и мужское соперничество. Васильева-постановщика в первую очередь интересует женская судьба. И действует он по завету Джорджа Баланчина: Бог творит, женщина вдохновляет, мужчина делает. Лучшие его балеты поставлены для замечательных балерин. "Анюту", "Золушку", "Эти чарующие звуки" хореограф делал для жены - Екатерины Максимовой. "Макбет" - для Нины Тимофеевой, самой яркой, после Плисецкой, трагической актрисы Большого балета. Сам он тогда, в 1980-м, исполнил роль Макбета. Затем спектакль ставили в Германии, Венгрии, Италии. И вот, в год своего 30-летнего юбилея, он вернулся в Россию.

Возвращение состоялось, когда традиции хореодрамы в русских театрах оказались практически утерянными. Артисты не только забыли, что такое страсть на сцене, но даже разучились ее имитировать. Воронежцам повезло - основы актерского мастерства им преподал досконально владеющий жанром Васильев. Возможно, он и после премьеры будет курировать спектакль. В этом случае есть надежда, что со временем молодые исполнители (на премьере Макбета танцевал Иван Алексеев, его антагониста Банко - Ярослав Синицын, леди Макбет - Анастасия Русинова) доберут в драматических и танцевальных кондициях. Тем не менее при всех артистических недочетах воронежского "Макбета" можно считать удачей.

Спектакль ладно скроен и крепко, с соблюдением канонов балетной драматургии, сшит. В нем имеется все, что необходимо большому балету, - монологи и дуэты, лирические хороводы и церемонные придворные танцы, брутальные сцены и отлично сделанный рыцарский турнир. В лаконичной сценографии, созданной Васильевым совместно с Виктором Вольским, и костюмах Марии Вольской преобладают неброские темно-красно-коричневые тона. Но при внешнем аскетизме картинки "Макбет" насыщен внутренней энергией.

Тон задает музыка Кирилла Молчанова, эмоционально и точно поданная оркестром под управлением Юрия Анисичкина. Композитор считал себя оперным автором. Но, пожалуй, именно "Макбет" с его мелодическим раздольем и ритмическим драйвом достоин называться театральным свершением. Впрочем, и у Васильева "Макбет", вероятно, лучший спектакль. Дар изобретательного рассказчика, которым щедро наделила его природа, проявился здесь в полной мере.

Сюжет развивается стремительно и не совсем по Шекспиру. Там в центре событий Макбет. Он одержим жаждой власти и вероломно устраняет соперников. Его несчастная супруга в минуту слабости вложила в руку мужа кинжал и поплатилась за это безумием и смертью. У Васильева главное действующее лицо - леди Макбет, а ее муж - храбрый воин, но слабый человек. В начальной сцене живописные ведьмы поднимают над его головой корону и сулят скорое возвеличивание. Но если бы не жена, долго и сладострастно танцующая с кинжалом и, как крестом, осеняющая им мужа, этот Макбет никогда бы не решился ни на первое, ни на последующие убийства. И в финале, вопреки Шекспиру, леди Макбет не умирает. Скатив с трона тело мертвого мужа, она вглядывается в зрительный зал, будто высматривая претендента на освободившееся место. Ему тоже уготована страшная судьба. Сама же она бессмертна, как бессмертно зло.

Васильев, однако, оптимист. Оставив воронежцам на память трагедию, он убыл в Красноярск, где поставит "Красный мак" Рейнгольда Глиэра - советскую мелодраму, воспевающую любовь и верность. Премьера назначена на 23 ноября.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир