Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Мединский анонсировал включение плана Трампа по Украине в учебники истории
Экономика
В Москве число индивидуальных предпринимателей выросло на 7%
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Республике Татарстан
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Происшествия
Два человека погибли в результате пожара в квартире в Республике Башкортостан
Экономика
В России планируют давать гарантии участникам СВО для получения займов на бизнес
Мир
В Коста-Рике произошло извержение вулкана Поас
Происшествия
Один ребенок погиб и один пострадал при пожаре в Сургуте
Армия
Средства ПВО уничтожили 10 украинских беспилотников над тремя регионами РФ
Мир
В США назвали семь основных кандидатов на пост папы римского
Происшествия
Сотрудники МЧС ликвидировали открытое горение на складах в Приморском крае
Мир
Asia Times сообщила о закрытии программы США по созданию гиперзвуковых ракет
Общество
Скульптор Зураб Церетели умер на 92-м году жизни
Армия
Для спецназа ВМФ разработан подводный буксировщик
Общество
Житель Курской области рассказал об ограблениях ВСУ и вывозе имущества на Украину
Экономика
Индекс доллара опустился ниже 98 пунктов впервые с 31 марта 2022 года
Политика
Reuters узнало о нежелании американцев поддержать идею третьего срока Трампа

130 лет сплошного цирка

20 октября отметит 130-летний юбилей московский Цирк на Цветном бульваре. Сегодня он известен как "Цирк Никулина". С 1982 по 1997 год один из старейших российских цирков возглавлял легендарный Юрий Никулин, а ныне - его сын Максим. С представителем славной династии встретилась обозреватель "Известий"
0
1967 год. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин (фото: ВИКТОР АХЛОМОВ /"ИЗВЕСТИЯ")
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

20 октября отметит 130-летний юбилей московский Цирк на Цветном бульваре. Сегодня он известен как "Цирк Никулина". С 1982 по 1997 год один из старейших российских цирков возглавлял легендарный Юрий Никулин, а ныне - его сын Максим. С представителем славной династии встретилась обозреватель "Известий".

известия: Можно представить, чем был цирк для народа 130 лет назад. Сейчас, когда так развита индустрия развлечений, что может дать человеку цирк?

максим никулин: Думаю, то же, что и 130 лет назад. Зачем люди ходят в цирк? Во-первых, посмотреть на то, что происходит на ваших глазах, без обмана. Здесь все честно, без дураков. Артисты рискуют жизнью в реальном времени - это захватывает еще со времен Древнего Рима. Во-вторых, всем нам свойственна самоидеализация. Каждый хочет себя видеть высоким, красивым, бесстрашным, сильным. И глядя на артистов цирка, люди представляют себя в этом качестве. А еще цирк - это праздник.

и: Праздники и без цирка процветают. Посмотрите на афиши - число развлекательных шоу зашкаливает.

никулин: На самом деле праздников не так много - и больше надуманных. Настоящие, наверное, день рождения, Новый год, Рождество... А здесь - праздник каждый день. И еще немаловажная причина - возвращение в детство. Цирк - как машина времени. Есть расхожая теория, что в цирк идут три раза в жизни: первый раз вас ведут в детстве, потом вы ведете детей, а потом уже вас ведут внуки. Наверное, это правильно. И правильно говорить о цирке как о части культуры. Такой же, как классическая музыка, литература, балет, живопись.

и: Всякая культура имеет национальные корни. Чем российский цирк отличается от европейского или американского?

никулин: Я считаю, что в мире всего два национальных цирка - русский и китайский. И тот и другой - порождения тоталитарного режима, потому что во многом использовались как инструмент идеологии, и в этом ничего плохого нет. Но мы разные. Медведь, например, может балансировать на проволоке, а тигр, сколько его ни учи, нет. Вот и китайцы в силу своей физиологии могут делать сумасшедшие вещи. От среднего европейца, как ни старайся, невозможно этого добиться. В европейском и американском цирке есть очень хорошие артисты, но говорить о цирке как о национальном явлении нельзя. Тем более что нет структур, координирующих цирковую деятельность, как у нас и в Китае.

и: Тем не менее в Европе цирк не только существует в чистом виде, но и проникает на театральные подмостки.

никулин: Это скорее попытки философского осмысления жизни через цирковые дисциплины, будь то жонглирование или воздушная гимнастика. Если люди не знают, как что-то назвать, говорят "цирк". Я ходил в Париже на представление "История бородатой женщины". В нем используются элементы цирка, но как дополнение к спектаклю. Об этом трудно говорить как о чем-то действительно серьезном, мощном.

и: В цирковом понимании, да?

никулин: Естественно. Мы исповедуем традиционную философию цирка. Не слепо копируем традиции, а пытаемся их в том или ином направлении развивать. Но не сильно, потому что тогда это уже будет эксперимент, а эксперименты хороши в лаборатории.

и: Пятнадцать лет назад в Цирке на Цветном ставил экспериментальные представления Валентин Гнеушев. Это плохо?

никулин: Гнеушев многому меня научил, но для меня цирк прежде всего бизнес. Я - управляющий, должен смотреть за тем, чтобы корабль плыл и не давал течи. А эксперименты пугают, людям свойственна тяга к стабильности. Вот человек приезжает к себе на дачу и видит то, что оставил там прошлой осенью: так же может разжечь камин, сесть в любимое кресло. И в цирке он хочет увидеть то, к чему готов. Его спрашивают дети: "Что там будет?" Он рассказывает, апеллируя к воспоминаниям своего детства. И когда он видит другое, чувствует себя обманутым. И дети тоже. Замечательно отец в свое время сформулировал: "Цирк - это такая вещь, которая должна радовать, удивлять и немножко пугать".

и: Что в вашей новой юбилейной программе радует, удивляет и пугает?

никулин: Я думаю, в нужной пропорции эти вещи соблюдены. Но рассказывать о программе - дело пустое, надо смотреть. Важно другое - мы изначально поставили себе условие: новая программа - это праздник не только наш, а всего российского циркового сообщества. "Цирк Никулина" - лишь название компании. В строении 13 на Цветном бульваре работали все герои нашей цирковой истории. Поэтому в программе участвуют и артисты Росгосцирка, и артисты из Цирка на проспекте Вернадского, и независимые артисты. Надо объединяться, иначе в этом мире не выжить.

и: В Москву вновь приезжает Cirque du Soleil. Конкуренция намечается?

никулин: Это немножко не то. Народ, который ходит на Cirque du Soleil, - не основная масса наших зрителей. Потому что "Дю Солей" - это шоу с участием цирковых артистов плюс гениально продуманный самопиар. Им стоит позавидовать в плане отношения к ним со стороны властных структур и вливания денежных средств. Там половина русских, половина китайцев, тем не менее правительство Квебека платит им за позиционирование своих политических амбиций в ситуации франкоязычной и англоязычной Канады. И спонсоры у них тяжеловесы. Мне страшно подумать, сколько миллионов они сейчас вложили в рекламу в Москве.

и: То есть этот суперколлектив - прежде всего технологии, грамотный менеджмент и деньги, а собственно цирка у них немного?

никулин: Он есть. Просто забывают сказать, что все эти технологии 25 лет назад были вывезены из России. И люди вывезены из России. Они не знали, как осуществить свои замыслы в родной стране, и сделали это в Канаде. У нас цирк в загоне легком находится. Я не прошу денег, я прошу внимания к цирку. Чтобы наши солнцеподобные товарищи снизошли и внимание уделили.

и: Вы - частное предприятие. Зачем вам чиновничье "снисхождение"?

никулин: Да, у нас частная компания. Мы понемножку хлебаем все, что частным компаниям у нас в стране положено. Это и налоги, и аренда, и коммуналка, и прочее. А какая разница между нами, частными цирками и государственными? Любой государственный цирк продает билеты и получает за это деньги. Это та же самая коммерция. Они так же живут со зрительного зала, как и мы. Только они сидят на дотации и получают льготы, которых мы не имеем. Уравнять нас надо с государственными структурами. Сразу будет легче дышать - не будет таких налогов. Деньги мы сами заработаем. Я прошу только одного - чтобы нам крылья не подрезали. Аренда каждый год повышается. А мы цены на билеты повышать не можем, иначе к нам никто не пойдет.

и: У вас бизнес во Франции. Французы вообще-то ксенофобы, как они вас пустили?

никулин: Во-первых, бизнес во Франции - это продолжение бизнеса здесь. Я его затеял на свой страх и риск. И был очень хороший повод - Год России во Франции. Мы под этой маркой туда въехали. Пока в двух городах выступили - Бордо и Авиньоне. 19 ноября открываемся в Страсбурге. Договариваемся о гастролях в Канне. Успех у прессы несомненный - пишут даже, что это лучшее цирковое шоу во Франции за последние десять лет. Мы пошли по пути создания циркового спектакля - не просто программы из отдельных номеров, а некой истории со сквозной линией, со взаимоотношениями между персонажами. Есть успех у публики - я слышал, что люди говорят. Коммерческого успеха нет, но его никто и не ждал, потому что нас не знают. Мы должны постепенно приучить к себе зрителей. Попытаемся отобрать пять-семь городов во Франции и приезжать туда регулярно. Тогда люди запомнят, что есть цирк "Дю Солей", другие цирки и есть Цирк Никулина. На это должно уйти, по моим оптимистическим прикидкам, два-три года.

и: Как относятся к вашим вояжам коллеги?

никулин: Чувствуется некоторое недопонимание. Говорят: "Вот построил себе цирк во Франции". Я не себе построил. Я для России построил. И я со своими артистами три-четыре года не продержусь, мне надо будет всех туда возить. Это наше общее дело. 25 лет не было российского цирка в Европе. Потеряли там все - позиции, бренд, имя. И мы первыми Европе о них напомнили.

и: Возрождаете идеологическую роль советского цирка?

никулин: Почему бы и нет? В советское время было три экспортных кита, которые доказывали преимущества системы социализма. Это спорт, цирк, Большой театр. Причем цирк и Большой были еще и коммерческими проектами. Артистам, правда, копейки платили. Папа, народный артист, получал за спектакль в Америке семь с половиной долларов, а еще кушать надо было. А цирк своими отчислениями с гастролей содержал весь Госконцерт. Поэтому тогда цирк был необходим. И тех великих артистов помнят. Те, кто сегодня выступает, не хуже, даже лучше. Но о них никто не знает. Ни у кого денег нет на такой масштабный пиар. Только государство может и должно сказать: "Давайте!" Кстати, наш спектакль во Франции называется "Давай!"

и: Во французском переводе?

никулин: Просто "Давай". Русское слово. На пресс-конференциях и в интервью я там говорю: "Это название как тост можно воспринимать. Русские, когда выпивают, говорят: "Ну, давай!"

и: Где вам лучше - во Франции или в России?

никулин: Жить лучше во Франции, работать - в России. Если говорить пафосно, то здесь я пока имею возможность что-то сделать для страны, для людей. Я работаю на Цветном бульваре, работаю в шапито. Шапито иногда для меня важнее. Москвичи и туристы все равно придут в Цирк на Цветном. А люди, которые живут за полторы-две тысячи километров от Москвы, лишены такой возможности. Значит, надо к ним приехать. Наше шапито сейчас работает в Новороссийске, потом переезжает поближе к Кавказу. А дальше - Нальчик, Махачкала и Грозный. Там люди две тысячи лет цирка не видели.

и: Цирк для вас образ жизни или работа?

никулин: Наверное, образ жизни. Я обречен на цирк - по наследству. Не могу отсюда уйти сам, только если меня попросят, если пойму, что не нужен, исчерпался.

и: Если вы генетически обречены, то и дети ваши тоже?

никулин: Ну, я не знаю, как все сложится. Старший со мной уже около года работает менеджером по спецпроектам. Младший заканчивает Школу-студию МХАТ, будет писать диплом. Хочет взять тему русского цирка в Европе - и исторически, и сегодня - в плане сравнения. О том, что русский цирк всегда имел сильные в Европе позиции. Почему так случилось, что мы их утратили, и что нужно сделать, чтобы их вернуть.

и: А если сыновья скажут: "Извини, папа, но в цирк больше не хотим". Будете удерживать?

никулин: Я вам приведу пример. Давным-давно у нас с моей давней подругой и партнером был разговор. Я сказал: "Жоэль, смотри, у тебя двое детей, у меня двое детей. Можешь себе представить, что один из них, не дай бог, окажется гомосексуалистом, каковы твои действия?" Она говорит: "Наверное, я буду расстроена в том плане, что у меня не будет внуков". Я спрашиваю: "А само отношение к ориентации?" Она: "Ну и что? Какая разница?" Та же самая история. Какая катастрофа? Дети не пошли по стопам отца. Ничего страшного. Главное, чтобы им было интересно. Я же не собирался в цирке работать, так получилось. И отец не напрягался по этому поводу, тем более не расстраивался. И главное - меня не тянул, не вел разговоров: "А вот не думал ли ты..." Так и с моими - ради бога, пускай определяются, время у них есть.

и: Действительно, куда спешить. Лет через тридцать унаследуют дело.

никулин: Я так далеко не заглядываю. Лет через тридцать, наверное, будет проще, потому что мне до этого скажут: "Старина, а ты в зеркало давно смотрел? Паспорт читал?" Старшему тогда будет 54, как мне сейчас. Если он до этих лет дотерпит в цирке... Ну, посмотрим. Мы же в какой стране живем? Завтра что-нибудь брякнет - и начинай сначала. Я даже свои цирковые проекты больше чем на два года стараюсь не планировать - мало ли чего. Спланируешь, а через какое-то время либо номер развалится, либо, не дай бог, артист поломается, либо на пенсию кто-то уйдет. Цирк - вещь непредсказуемая...

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир