Чайковский среди фьордов


Пятнадцатой по счету престижной скандинавской премии в области культуры Telenor Culture Prize удостоился знаменитый датско-исландский художник Олафур Элиассон. А в гала-концерте по случаю церемонии блеснула оперно-балетная сборная Большого театра России.
Премия Telenor Culture Prize ежегодно вручается как отдельным представителям искусства, так и целым коллективам. В прошлом году победила муза молодого Андрея Кончаловского - шведская актриса и режиссер Лив Ульман. В этом сезоне жюри под председательством норвежского хореографа Кьерсти Альвеберг наградило Олафура Элиассона - "за новаторские художественные концепции и способность донести их до всей планеты". 43-летний лауреат, чьи произведения выставляются в галереях Венеции, Берлина, Лондона и других европейских городов, получил почетный диплом и 250 тысяч норвежских крон.
Названию премии - "Безграничные коммуникации" - творческий почерк Элиассона вполне соответствует: в своих работах он использует разные формы изобразительного искусства - от живописи и фотографии до скульптуры и инсталляций. Предпочитает натуральные материалы или искусно имитирует природную фактуру, что особенно ценится экологически образованными скандинавами. Например, фойе Национальной оперы Осло - вписанного во фьорд и похожего на айсберг здания - художник украсил огромной глыбой "льда".
Кстати, Национальная опера в каком-то смысле побратим Большого театра, точнее, его основной сцены. Там будет установлено то же сценическое оборудование, что ныне эксплуатируется в Осло. Год назад гендиректор Большого Анатолий Иксанов и министр культуры Александр Авдеев лично осматривали норвежское хозяйство. Местные мастера заверили, что больших проблем с машинерией не будет, хотя навороченная компьютерная техника всегда готова сломаться. То ли дело оборудованный по старинке Национальный театр, где проходили церемония и гала-концерт премии: никаких излишеств высоких технологий, зато полный простор для актерского самовыражения.
Режиссер гала Андреас Зонниг сделал ставку на сценический микст, соединив в двухчасовом представлении классический концерт, народный праздник и художественное чтение в исполнении пары актеров, представлявших столпов норвежской драматургии - Генрика Ибсена и Бьернстьерне Бьернсона. Вдохновленный напутствием классиков, оркестр "Осло Камерата" исполнил струнную "Серенаду" Чайковского. Славянскую меланхолию музыканты щедро приправили северной рассудительностью, так что местами "Серенада" напоминала моторный экзерсис. С аналогичной прилежностью хороших учеников дирижер "Осло Камерата", скрипач Стефан Баррат-Дуи и его корейская супруга - альтистка Сун Чунг сыграли написанное для них сочинение Арнольда Нордхейма. Далее за академическую часть с неуклонно возрастающим успехом отвечали российские артисты.
Восходящая звезда Большого театра Анна Аглатова пела партии лукавых девушек - Гавот Манон из одноименной оперы Массне и - в паре с Дмитрием Белосельским - дуэт из моцартовского "Дон Жуана". Кроме того, наш импозантный солист, заслуживший восторженные отзывы местных дам, исполнил арию из "Дон Карлоса" Верди. Конкуренцию ему составил другой обладатель красивого баса и внушительной фигуры - уроженец Осло Нил Спарбо, исполнявший национальную музыку. Непростое испытание выпало на долю танцовщиков Большого. Чинаре Ализаде и Дмитрию Загребину (па-де-де из "Дон Кихота") пришлось выступать на узком прямоугольнике - сзади оркестр, впереди зрительный зал. Элегантные вращения Дмитрия и бисерное па-де-бурре Чинары были встречены понимающими аплодисментами, хотя и несравнимыми с овациями, которыми местные патриоты наградили данс-компанию "Фрикар" и рэгги-скрипача Андреаса Лайонеса. Стоит признать: норвежцы, соединившие танец-модерн с фольклором и хип-хопом, действительно того заслуживали. Нашим академистам при всем мастерстве не удалось достичь такой степени сценической свободы и самозабвенного упоения своим искусством.