Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Мединский анонсировал включение плана Трампа по Украине в учебники истории
Экономика
В Москве число индивидуальных предпринимателей выросло на 7%
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Республике Татарстан
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Происшествия
Два человека погибли в результате пожара в квартире в Республике Башкортостан
Экономика
В России планируют давать гарантии участникам СВО для получения займов на бизнес
Мир
В Коста-Рике произошло извержение вулкана Поас
Происшествия
Один ребенок погиб и один пострадал при пожаре в Сургуте
Армия
Средства ПВО уничтожили 10 украинских беспилотников над тремя регионами РФ
Мир
В США назвали семь основных кандидатов на пост папы римского
Происшествия
Сотрудники МЧС ликвидировали открытое горение на складах в Приморском крае
Мир
Asia Times сообщила о закрытии программы США по созданию гиперзвуковых ракет
Общество
Скульптор Зураб Церетели умер на 92-м году жизни
Армия
Для спецназа ВМФ разработан подводный буксировщик
Общество
Житель Курской области рассказал об ограблениях ВСУ и вывозе имущества на Украину
Экономика
Индекс доллара опустился ниже 98 пунктов впервые с 31 марта 2022 года
Политика
Reuters узнало о нежелании американцев поддержать идею третьего срока Трампа

"Апокалипсис" в Большом

14 сентября в Большом театре состоится премьера балета "Сreation" ("Творение"). В спектакле, который обещает стать заметным событием перекрестного Года России и Франции, заняты десять танцовщиков Большого театра и десять артистов труппы Анжелена Прельжокажа - одного из самых креативных и неоднозначных современных хореографов
0
У спектакля Прельжокажа есть и развернутое название: "А дальше — тысячелетие покоя" (фото: AFP)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

14 сентября в Большом театре состоится премьера балета "Сreation" ("Творение"). В спектакле, который обещает стать заметным событием перекрестного Года России и Франции, заняты десять танцовщиков Большого театра и десять артистов труппы Анжелена Прельжокажа - одного из самых креативных и неоднозначных современных хореографов. На стадии первого замысла балет носил название "Апокалипсис".

Для своего балета Прельжокаж подобрал яркую команду. Музыку написал крестный отец французской электроники Лоран Гарнье. В качестве сценографа дебютирует известный индийский художник Субодх Гупта. За костюмы отвечает российский кутюрье Игорь Чапурин. По окончании московских показов российско-французская сборная отправится в турне по Европе. Накануне премьеры Анжелен Прельжокаж ответил на вопросы обозревателя "Известий".

известия: Вы поменяли название спектакля. Значит, стали более оптимистично смотреть на жизнь?

анжелен прельжокаж: Это только имя, не более того. Я работаю по тексту Апокалипсиса, основываясь на Откровении Иоанна Богослова. Два года я продолжал его читать и перечитывать. Но это, конечно, не иллюстрация двадцати двух глав книги, а, скорее, некая мечта, сон, впечатления, связанные с этим чтением, перенесенные в современный танец и переданные посредством тел. А танец - искусство бессловесное, не высказываемое. Им можно выражать вещи загадочные, неявные и небуквальные. Поэтому я бы не стал искать в спектакле намеки на конец света или акт творения.

и: А вы сами верите в апокалипсис? В то, что он может произойти лично с вами?

прельжокаж: Нет. Я думаю, что апокалипсис - это просто символ. В религиозных сочинениях, будь то Библия, Коран или буддистские тексты, очень много символов, которые я не склонен воспринимать буквально. Кроме того, Апокалипсис был написан в конце первого века. Очень многие тогда устали от господства Римской империи. Поэтому некоторые теологи считают, что всякий раз, когда в Апокалипсисе говорится о Вавилоне, имеется в виду Рим. Это, возможно, своего рода сигнал, некий призыв к бунту против Римской империи. И, вероятно, этот текст в то время мог быть использован в политических целях, хотя, конечно, он вызывает и абсолютно духовные размышления.

и: В вашем творчестве немало религиозных тем, и, как правило, они подаются с неприкрытым эпатажем. Вспомним хотя бы "Благовещение", несколько лет назад показанное в Москве. Тогда религиозная общественность протестовала против гомосексуальной трактовки этого сюжета - в вашем балете архангел Гавриил являлся Деве Марии в образе женщины. В новом спектакле вы тоже собираетесь посягнуть на устои?

прельжокаж: Когда я ставил "Благовещение", то ничего не сделал для того, чтобы вызвать скандал. Но скандал произошел. И сейчас я не хочу никакого скандала - просто выражаю свои чувства и делюсь размышлениями, вызванными Апокалипсисом.

и: В "Творении" вы уже задумали один провокативный ход - на сцене стирают государственные флаги, в том числе и российский. В США за подобные действия можно и в тюрьму сесть.

прельжокаж: Я этого не знал. Видите, я наивный человек. Но я не уберу эту сцену, потому что она, мне кажется, может получиться очень красивой. И я искренне удивлен, что у журналистов при просмотре возникли отрицательные реакции. Для меня в этом моменте ничего кощунственного нет. Да, мы репетировали стирку флагов, но это некое очищение, возвращение утраченного достоинства. Флаги не должны восприниматься как образ той или иной страны. Это интуитивная картина. Если меня за это посадят - ну, посадят. Сяду в тюрьму.

и: Принято считать, что хореограф любит человеческое тело, всячески подчеркивая его возможности. Вы, однако, тела нередко корежите, а то и вообще лишаете движения. В одном из спектаклей, поставленном вами для балета Парижской оперы, танцовщика с ног до головы заматывают скотчем. Зачем?

прельжокаж: Я обожаю человеческое тело. Но спектакль, о котором идет речь, сделан на евангельский сюжет, точнее, на одну фразу из 14-й главы Евангелия от Марка: "Сие есть Тело Мое". И именно религиозная направленность обусловила пластический облик этого балета. Ведь что такое молитва? Телу навязываются какие-то положения, чтобы привести человека в состояние духовности. Движения мусульман, когда они молятся в мечети, - почти хореография. Они становятся на колени, ложатся на землю, встают, то есть совершают некий телесный ритуал. В некоторых религиях этот ритуал доходит до самобичевания. Многие святые-мученики истязали себя для достижения религиозного экстаза. Например, в христианской иконографии часто присутствует истязаемое тело. Все эти вещи находят свое отражение в моих балетах. А зрителям я даю возможность пережить это виртуально. Поскольку в современном обществе мы многие вещи переживаем виртуально - можно, например, виртуально ходить на лыжах. Главный вопрос для меня: что же такое наше тело? Существует ли оно на самом деле? Я люблю французскую поговорку: "Ущипни меня, мне кажется, что я сплю". Так вот, истязаемый герой - это некая проверка реальности нашего существования. Потому что боль - в каком-то смысле возможность осознать, что человек действительно существует и он способен испытывать внешние и внутренние раздражения.

и: Боль - физическая и душевная - вам так необходима?

прельжокаж: Я думаю, она неотъемлемое условие человеческой жизни. Счастье и блаженство можно испытывать только по отношению к чему-то обратному, иначе мы будем все время находиться в каком-то нейтральном состоянии. Можно думать, что ты несчастлив, но потом происходит что-то действительно болезненное и мучительное, и ты ретроспективно понимаешь, что был счастлив, но не осознавал этого. Один французский поэт сказал: "В счастье нет ничего особенного. Это просто отдых от горя". 

Минин и Пожарский - под занавес

Премьера балета "Творение" пройдет на Новой сцене БТ. Основную обещают открыть в октябре 2011 года. В обновленном Большом театре появится и новый занавес. В отличие от знакомого каждому меломану алого полотнища с вытканными золотом серпом и молотом, звездой, аббревиатурой СССР и фразой "Славься, славься, родная земля!" на новом занавесе, изготовленном испанскими мастерами, мы увидим лишь герб России. Что касается материала, связь времен сохраняется: шитье по бархату золотом и шелком.

В дополнение к главному занавесу появится еще один - копия того, который украшал сцену театра до 1896 года и исчез в конце 1930-х. Это было живописное полотно под названием "Возвращение Минина и Пожарского в освобожденную Москву". Воссоздавая его сейчас, художники опирались только на эскиз, черно-белую фотографию и раскрашенную гравюру. Бесшовный холст размером 17 на 24 метра сделали в городе Сурске Пензенской области. Премьеру живописного занавеса обещают на первом же спектакле, который пройдет на Основной сцене Большого.

Старый занавес никуда не делся. Пять лет назад генеральный директор Большого Анатолий Иксанов признавался, что не готов претворить в жизнь идею, высказанную немецким послом, - разрезать полотнище на кусочки, вставить в рамочки и продавать как сувениры. По всей видимости, занавес, созданный в 1955 году, вытканный с использованием золотых нитей и весящий больше тонны, займет место в музее. 

Ирина Мак

Так откроет 235-й сезон главный театр России

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир