Детские сны Михаила Плетнева


Российский национальный оркестр открыл свой ежегодный Большой фестиваль балетом "Жар-птица" Игоря Стравинского. Дирижировал Михаил Плетнев, впервые после своего таиландского скандала выступивший на родине. Танцевали молодые люди в возрасте от шести до двадцати двух лет. Сочетание высокого профессионализма музыкантов и откровенного дилетантизма танцовщиков выглядело странным, но не лишенным обаяния.
"Жар-птица" в этом году отметила свое столетие. Руководители РНО решили отметить юбилей социальным проектом. Его создатели - хореограф Ройстон Малдум и педагог-репетитор Джозеф Эдер ездят по миру и ставят представления с участием детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей. В российской столице идею в чистом виде осуществить не удалось. Как отметили представители РНО, в период подготовки нужный контингент оказался вне Москвы на отдыхе. Поэтому к репетициям были привлечены вполне обеспеченные и здоровые молодые люди, в том числе дети музыкантов и директора оркестра Олега Полтевского. Впрочем, как и их зарубежные сверстники, танцем они никогда не занимались. Так что восторг и волнение неофитов, впервые демонстрирующих на публике свои пластические умения, присутствовали в должной мере.
Сама постановка оригинальностью сюжетных ходов не отличалась. Тем не менее истинный смысл происходящего обнаружился лишь под занавес. Под звон колоколов и раздольную русскую тему подростки выкатили на сцену кроватку с испуганным младенцем. К ней, на ходу запахивая халаты, поспешили мама с папой. Отпрыск, к удовольствию родителей, успокоился, уселся на кроватке и осмысленным взором обвел зрительный зал. Все предыдущее сорокаминутное действие оказалось сном ребенка.
Мама в красном, расшитом золотом платье фигурировала там в облике плененной Кощеем Жар-птицы. Папа в белом одеянии - то ли гусар, то ли факир - бродил по сцене в образе Ивана Царевича. Присутствовал также Кощей с заветным яйцом. И множество отроков, для которых Малдум поставил массовые сцены в духе советских агитационных действ 1920-х годов. В изобилии использовались "змейки", "пирамиды", "волны", "водовороты" и просто беспорядочный бег - словом, все те приемы, что при отсутствии прочих выразительных средств могут создать образ возбужденной, но организованной людской массы.
Свою долю аплодисментов артисты получили, но, положа руку на сердце, следует признать: смотреть на сцену можно было только по велению родительского или служебного долга. Свободные от означенных обязательств поклонники РНО предпочли закрыть глаза и послушать мастерски исполненную музыку. Тем более что иллюзию ярчайшего сценического действия Российский национальный оркестр, ведомый Михаилом Плетневым, способен сотворить без всяких визуальных подсказок. Остается лишь пожалеть, что Плетнев довольно редко - в сравнении с чистой симфонической музыкой - дирижирует оперными и балетными сочинениями.
Естественно, Михаил Плетнев, прославившийся в последнее время не только в музыке, удостоился особого внимания. Протестов пуританской общественности замечено не было. Зато сторонники Плетнева устроили ему овацию сразу после объявления имени маэстро. Дирижер выждал паузу и возник за пультом, когда потушили свет. Так же внезапно он покинул подиум. На сцене появился для непродолжительных поклонов, после чего исчез.