Первый Начо русского балета


В среду стало известно, что с 1 января 2011 года пост художественного руководителя балета Михайловского театра займет знаменитый испанец Начо Дуато. Впервые в новейшей российской истории русскую балетную труппу возглавит иностранный хореограф.
Об этом Дуато, чей контракт с Национальным театром танца Испании истекает 31 июля, объявил в среду на пресс-конференции в Москве. Его сопровождали гендиректор Михайловского театра Владимир Кехман и глава агентства "Ардани" Сергей Данилян, который ныне занимается делами артиста. Одновременно телемост был организован для Петербурга, где Дуато приветствовали легенды советского балета Никита Долгушин и Алла Осипенко.
"Для меня это немыслимый проект, - эмоционально начал хореограф. - В юности я много ездил по миру, затем двадцать лет руководил Национальным театром танца Испании, теперь вновь еду в эмиграцию. Я мог бы жить на доходы от своих спектаклей, но хочу работать и считаю, что лучшее место для хореографа - Санкт-Петербург".
Затем обнаружилось, что в первый свой сезон хореограф сосредоточится исключительно на работе с труппой - никаких приглашенных звезд, в том числе и бывших своих артистов: "Хочу сделать для Михайловского костюм индивидуального пошива". С этой целью Дуато перебирается в Россию на постоянное место жительства, а контракты на постановки, что у него имеются, отойдут в ведение ассистентов: "Буду уезжать максимум на неделю - для окончательной подчистки".
На классическую составляющую репертуара будущий худрук посягать не собирается: "Классика будет жить, но меняться. Будут сезоны, когда окажется больше классических спектаклей, чем современных, или наоборот". Также хореограф не хочет ограничивать аппетиты труппы: "Сначала артисты будут танцевать мою хореографию, потом, когда я сочту, что они готовы к Килиану, Форсайту или Матсу Эку, начнем приглашать постановщиков. Обязательно поищем достойных хореографов в России, в том числе и в собственной труппе". В Петербурге Дуато появится один: "Со мной будет только чемодан с вещами и голова, полная идей. Может быть, здесь найду женщину, которая обо мне позаботится". На это Владимир Кехман отреагировал мгновенно: "Мы его тут женим - надо было видеть, как он отплясывал с нашими танцовщицами..."
Позже выяснилось, что мастера уже познакомили с труппой на приватной вечеринке. А гендиректор Кехман давно вел с ним организационные беседы. Причем главным для него было не столько громкое имя хореографа, сколько его большое сердце: "Как только я услышал, что он любит нашу страну и готов работать для нее, я тут же его пригласил". По словам гендиректора, Михайловский театр уже стал реальным участником мирового культурного пробега мира, а с появлением Дуато его шансы на успешное выступление многократно увеличиваются.
На вопрос "Известий" о дальнейшей деятельности Михаила Мессерера, под чьим руководством труппа недавно триумфально выступила в Лондоне, Владимир Кехман сказал: "Контракт Михаила Мессерера заканчивается в 2011 году. Ровно через неделю он прилетает ко мне во Францию. Мы садимся и начинаем обсуждать - в какой форме мы сможем далее сотрудничать. Здесь нужно учитывать, что главный принцип нашего театра - единоначалие. Стратегия развития балета Михайловского театра будет определяться художественным руководителем, то есть Начо Дуато".
К стратегии наверняка окажется причастен и продюсер Сергей Данилян, при участии которого в марте 2011 года в Петербурге состоится грандиозный фестиваль современного танца. Там и будут показаны первые работы Дуато, сделанные для Михайловской труппы. "Сегодня утром мы пришли к выводу, что мы все немного сумасшедшие..." - самокритично оценил начинание Данилян.
Доля сумасшествия в путешествии Дуато в Петербург, безусловно, имеется. Можно предсказать, что хореограф столкнется с целым рядом трудностей. Это, во-первых, репертуарный принцип Михайловского театра, когда каждую неделю в афише фигурирует новое название. Сегодня танцовщики исполняют "Лебединое озеро", завтра - крутой модерн. Никакие тела этой перестройки не выдержат. Следовательно, придется переходить на "блоки", как принято, например, в Парижской опере. Но выдержат ли петербургские зрители месяц одного "Лебединого...", а затем месяц творений Дуато?
Во-вторых, при Дуато, что бы он ни говорил, лицо классического Михайловского театра будет определять современная хореографии, а в Петербурге - цитадели классических традиций - это вызовет безусловное сопротивление.
Наконец, солнцелюбивому испанцу может не хватить солнца. Промозглый Петербург грозит иностранцу депрессиями. Вспомним хотя бы дневники южанина Петипа, с которым ныне сравнивают Дуато. Как бы там ни было, Михайловский балет отправится в новое плавание с новым капитаном. Дай бог ему попутного ветра.