Хью Грант среди лебедей


В Лондоне открылся русский балетный сезон. Начал его санкт-петербургский Михайловский театр, выступающий в грандиозном здании театра "Колизеум". В понедельник к петербуржцам присоединится труппа Большого балета, стартующая "Спартаком" на сцене "Ковент-Гарден". Если москвичи еще ждут оценок британской публики, то петербуржцы уже получили свою долю признания.
Впервые Михайловский побывал в Лондоне два года назад. Привез нашумевшего в отечестве голливудского "Спартака" Георгия Ковтуна (правда, без тигров) и романтическую "Жизель". Последняя и на этот раз вошла в афишу - наряду с "Чиполлино", концертной программой, включающей одноактовку "Минорные сонаты" в постановке экс-солиста Мариинки Вячеслава Самодурова, и двумя громкими премьерами минувшего сезона - "Лебединым озером" и "Лауренсией".
"Лебединое...", открывшее гастроли, здесь ждали как прекрасное воспоминание. В 1956 году эту постановку привез в Лондон распечатавший "железный занавес" Большой театр. Очевидцев того триумфа в зале было немного, но лондонский бомонд представляли не последние люди. Пришли, в частности, Хью Грант и Элизабет Херли. Хью, чья любовь к танцу до того исчерпывалась супружеством с экс-балетной девушкой Херли и ужинами в ресторанчике "Балерина", отсмотрел весь трехчасовой спектакль и аплодировал стоя. Балетоманы со стажем разделили его воодушевление - спектакль действительно смотрится на одном дыхании.
Главный балетмейстер Михайловского Михаил Мессерер мудро сделал ставку на лебединые сцены. Ровнейшие ряды лебедиц танцевали с поразительной, но отнюдь не механической синхронностью. Так что слово "кордебалет" ("тело балета") обрело в данном случае свой исконный смысл. Перед нами действительно "тело" - идеально сложенное и безупречно координированное. На этом удивительном фоне от солистов в общем-то требуется немного - обеспечить соответствующий поэтический настрой. С чем справились обе Одетты-Одиллии - солистка Михайловского Екатерина Борченко и приглашенная из Берлинской оперы Полина Семионова.
Зигфрида - Марата Шемиунова лондонские журналисты дружно отругали за технические "ляпы" и некую "разболтанность". Публика, куда более сентиментальная, чем наша, тем не менее взирала на него с нежностью. Роль романтического принца артист держал от начала до конца, за что ему отдельное спасибо. Прыгать и вращаться могут многие, а выглядеть на сцене стопроцентным аристократом - единицы.
В число этих избранных, увы, не входит премьер Мариинки Денис Матвиенко, приглашенный Михайловским выступить в "Жизели". Танцует он виртуозно, а вот в его родословную не верится. Так что "Жизель" в основном держалась на Ирине Перрен - балерине умной и разноплановой - и том же женском ансамбле. Виллисы лишь немного недотянули до стройности лебединого кордебалета.
Для юных посетителей театр приготовил "Чиполлино". Произведение композитора Карэна Хачатуряна и хореографа Генриха Майорова обслужило уже не одно поколение наших зрителей. И эта долговечность - не столько показатель высокого уровня спектакля, сколько констатация печального акта: нет у нас приличных балетов для детей. Михайловский преподносит "Чиполлино" достойно. Судя по непосредственной реакции публики в возрастном диапазоне от трех лет и далее, детские балеты - редкость и для Британии. Именно балеты - без словесных вставок - только музыка и танец. Впрочем, англичане этот недостаток смикшировали. Вывели на сцену даму в белом, которая на манер циркового конферансье представила героев, а затем предваряла события аннотациями. Идеологическая соль - борьба бедных и богатых овощей и фруктов - при пересказе ушла. Так что овощную революцию детишки восприняли как лирическую историю о хорошем мальчике, влюбленном в хорошую девочку. Во всяком случае, так оценил сюжет мой семилетний сосед.
Во вторник, однако, ожидается спектакль, где революционную подкладку не скроешь. Лондонцы впервые увидят "Лауренсию", которую Михаил Мессерер сделал по мотивам спектакля Вахтанга Чабукиани. Учитывая неизменный западный интерес к советскому искусству и духоподъемность постановки, встряхнувшей театральный Петербург, можно планировать успех.