Балерина-депутат выступит в Кремле


20 мая прима-балерина Большого театра, этуаль театра "Ла Скала" и Национального балета Токио, депутат Государственной думы Светлана Захарова дает гала-концерт под названием "Я танцевать хочу". Накануне ответственного выступления на сцене Кремлевского дворца с балериной встретилась обозреватель "Известий".
известия: Почему вы выбрали Кремль? Там же неудобная сцена, огромный зрительный зал.
светлана захарова: Выбрала то, что предложили. Так сложилось, что я уже несколько лет подряд делаю в Москве творческие вечера и не хотелось прерывать традицию. Подумала, взвесила все и решилась. Я ведь танцевала в кремлевских спектаклях Большого театра. В общем, чувствую себя комфортно.
и: На концерте не будет таких масштабных декораций. Не боитесь потеряться?
захарова: Декорации будут. Их делает Анна Нежная, замечательная художница, у нее классный вкус. Каждый номер окрасится в свои тона.
и: Что собираетесь танцевать?
захарова: Будет и классика, и современная хореография. В том числе премьера композиции "Потерянное сердце" в постановке Начо Дуато. Название более драматичное, чем сам номер: это просто дуэт мужчины и женщины. В концерте примут участие звезды Большого, Мариинки, Михайловского театра, Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, танцовщики из компании Джона Ноймайера, Эссен Балета.
и: Знаменитый Начо Дуато поставил номер специально для вас?
захарова: Он делал его для себя, никому не давал, танцевал со своей партнершей. А потом предложил станцевать мне и Андрею Меркурьеву.
Начо очень музыкален. Одно движение перетекает в другое. Все слитно, естественно, красиво. Я просто влюбилась в его творчество. А он после первой же репетиции сказал: "Я хочу сделать что-то новое - для вас".
и: В "Потерянном сердце" речь идет о несчастной любви?
захарова: Там песня, я не знаю слов, может быть, об этом поется. Но в самом номере нет драматизма. Просто дуэт - танцуют мужчина и женщина: значит, есть какое-то взаимодействие.
и: Любовь в жизни помогает изображать любовь на сцене?
захарова: Жизненный и женский опыт очень помогает. Есть большая разница между "Жизелью", которую я танцевала в семнадцать лет, и той, что танцую сейчас.
и: 20 мая вы танцуете в Кремле, 22-го в "Стасике" выступает Ульяна Лопаткина со своим гала-концертом. Это соперничество вас угнетает или вдохновляет?
захарова: Не думала об этом. Я выбрала это число, потому что в мае в Москве нахожусь и есть свободное время, чтобы подготовиться к концерту. И, конечно, дата - 65-летие Победы. Я подумала, что будет правильно, если поучаствую во всенародном праздновании и поздравлю наших ветеранов. Включила в программу номера, напоминающие о войне. Станцую композицию на музыку из фильма "Список Шиндлера". Пара из театра Станиславского выступит с номером на музыку Свиридова.
и: Военная тема для вас многое значит?
захарова: Моя бабушка много рассказывала о войне - ее отец и братья погибли. Я, когда вижу кадры из документальных или художественных фильмов, очень волнуюсь. Иногда плачу. Ушло 26 миллионов наших людей, целые поколения...
и: В этом сезоне вы не участвовали ни в одной премьере Большого театра. Это ваше желание?
захарова: Иногда желание, иногда мои гастроли совпадали с премьерой. Но еще будет премьера "Юноши и смерти" Ролана Пети, куда маэстро сам меня пригласил. Моим партнером скорее всего станет Иван Васильев.
и: А как вам работается в "Ла Скала" с Махаром Вазиевым? Помнится, в бытность его директором балета Мариинки у вас были разногласия.
захарова: Неплохо работается. В "Ла Скала" не приветствуется жесткое руководство, к которому приучали нас в Мариинке. Профсоюзы, например, настолько сильны, что на репетициях никто не имеет права задерживать солистов или кордебалет даже на одну лишнюю минуту.
и: В "Ла Скала" вы - приглашенная этуаль. Как считаете, почему такая мощная труппа приглашает танцовщиков со стороны?
захарова: "Ла Скала" больше славится оперой, но и там проблем очень много. А в балете действительно наметился некий спад, хотя есть хорошие молодые танцовщики. Мы, русские, с итальянцами похожи: не храним то, что имеем, разбрасываемся. У них же музеи на каждом углу, гениальная архитектура, но как сказала мне одна знакомая: "Раньше строили церкви, теперь строят банки".
и: Недавно вы стали кавалером французского Ордена искусств и литературы. Настолько вписываетесь в романский стиль?
захарова: Я в общем-то вписываюсь в любую компанию, будь то Американский балетный театр, Гранд-опера, "Ла Скала", Мариинка или Большой. Мне интересно использовать разные стили. Французы, например, отличаются работой ног, стоп особенно. Конечно, многое сделал там Нуреев. Я приезжаю, смотрю и как-то хочу в этом поучаствовать. Надеваю их костюмы, учу редакцию - все делаю, чтобы вписаться в эту систему, но при этом стараюсь сохранить свой стиль.
и: Михаил Чехов говорил, что большого артиста формируют великие цели, великие препятствия и великие примеры.
захарова: Великих людей много, но назвать какой-то конкретный пример не могу. Цели у меня локальные. Например, чтобы хорошо прошел гала-концерт. Через неделю - "Спартак" в Большом театре. Потом премьера - "Юноша и смерть", "Спящая красавица" в Кремле, гастроли в Токио. Одно проходит, переключаешься на другое.
и: А препятствия?
захарова: Я поняла, что если что-то совсем не дается, то, может, и не нужно биться - лучше оставить и со временем к этому вернуться.
и: Недавно утвержден новый состав президентского Совета по культуре, и вы там есть. Что советуете президенту Медведеву?
захарова: Меня пока не вызывали на заседания, но я знаю, о чем буду говорить, что советовать. По-прежнему главная тема - призыв артистов балета в армию. Даже Мариинский театр не может с этим справиться - звонят, просят помочь. Но закон вступил в силу, и очень сложно сейчас что-то изменить.
и: На очередных выборах в Думу будете баллотироваться?
захарова: Если сделают такое предложение, соглашусь.
и: Свою послебалетную жизнь вы связываете с государственной деятельностью?
захарова: Я хотела бы заниматься творчеством. Хотя кто знает... У меня каждый год меняются планы, все зависит от конкретных событий. К тому же мне еще, наверное, рано об этом думать. Я еще хочу многое станцевать.