Майя Плисецкая: в начале был жест


В Государственном театральном музее им. Бахрушина состоялся вечер под названием "Музыка Родиона Щедрина в балетах на чеховские сюжеты". Главной героиней стала жена композитора, легендарная балерина Майя Плисецкая.
Щедрин и Плисецкая, большую часть года живущие в Мюнхене, прибыли в Москву к открытию "Пасхального фестиваля". И успели побывать на выездном фестивальном концерте в Ярославле - Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра исполнял щедринскую "Стихиру на 1000-летие Руси". В Бахрушинке звездную пару ждали в полном составе, но Щедрина "перехватила" консерватория. Почетный профессор участвовал в презентации нового издания своих сочинений для хора.
Элегантнейшая Майя Михайловна вышла к публике с получасовым опозданием (застряла в пробке). Поприветствовала восторженно загудевший зал фирменными взмахами рук. Пообещала: "Буду отдуваться за двоих". И вопреки чаяниям организаторов срежиссировала вечер по своему усмотрению. Заявленный музыковедческий уклон исчез. Разговор шел о литературе, пластике, театре, футболе - обо всем, что волновало Плисецкую в этот вечер. Обозреватель "Известий" записала некоторые из высказываний именитой гостьи.
О балете "Чайка"
Я добавила Чехову четырнадцатый персонаж - Чайку. Это была драматическая пластика. Многие думают: если нет фуэте, то нет и балета. Но пластикой можно выразить все. Балетом - ничего. В начале был жест. Слово надо переводить, жест понятен всем. Тогда это не приняли. Балетные критики промолчали. Но мне было достаточно, что чеховеды - Паперный и Крымова - балет признали. Признала и племянница Чехова, которая была на шести спектаклях из семи. Почему актуальна "Чайка"? Люди никогда не будут другими. Будет другое время, обстоятельства, костюмы, разговор. А в общем, человек есть человек.
О нереализованном замысле
Я задумала балет на тему "Идиота" Достоевского. И имела неосторожность в классе сказать: "Хотела бы Настасью Филипповну, и уже вижу Рогожина - Владимирова. И Мышкина - Васильева". На следующее утро вышел "Советский артист" (газета Большого театра. - "Известия"), где было сказано, что Григорович ставит "Идиота", и первый акт уже написан. Он до сих пор его пишет...
О фильме "Анна Каренина" режиссера Александра Зархи, где Плисецкая играла Бетси Тверскую
Зархи - не Билли Уайлдер (режиссер одного из любимых фильмов Плисецкой "Некоторые любят погорячее". - "Известия"). Он ничего не показывал. Помню, мы с Яковлевым шли к месту, где должна была сниматься сцена скачек. Я спросила: "Юра, вы знаете, что мы сейчас будем говорить?" "Не имею понятия, - ответил Яковлев. - Нам сейчас принесут записочки с текстом". Принесли. Я развернула и прочла: "Антидевиальные мысли..." Кто мог хорошо сыграть Анну? Думаю, что Софи Лорен.
Об экс-худруке Большого театра Алексее Ратманском
Ратманский - редкий дар. Он умный, хотя и балетный. Жаль, что он ушел из Большого, но ему было трудно. Жена плакала, что не может жить в Москве. Балерины требовали партий. А он не может, когда требуют. Он творческий человек, не хозяин. В Америке ему дали шикарный театр и полную свободу действий.
О реконструкции Большого театра
Театр погиб. В войну его Гитлер хотел разбомбить. Не получилось. А сейчас разбомбили. Не верю, что будет хорошо. Первое, что пострадало при реконструкции, - это акустика. Сегодня там бетон. А хорошей акустики с бетоном быть не может.
О репертуарной политике Большого балета
Караул, какой вопрос... Хорошего сказать нечего, а плохое - не хочется.
Рада, что идет "Кармен-сюита". Нравится "Корсар". Бурлака (худрук балета Большого театра. - "Известия") сделал его скрупулезно. Есть там несколько действительно блестящих моментов. Спросила: "Где взяли?" Бурлака говорит: "Это поставил Ратманский". Сейчас возобновляют "Ромео и Джульетту" - спектакль, который 35 лет назад провалился в Париже. Потому что музыка Прокофьева - модерн, а хореография - старая классика... Кого я желаю видеть во главе Большого балета? Какого-нибудь врага. Чтобы ему досталось.
О жизни
Я живу сейчас музыкой. Щедрин много работает: заказы, концерты. Великий Гергиев дирижирует всеми его опусами. Мариинский театр готовит "Мертвые души", второй акт "Лолиты" в концертном исполнении. Страшно интересный период жизни. И никаких реперткомов. Некому говорить: "Нельзя!"