Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Мир
Трамп намерен посетить похороны папы римского Франциска в Риме
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Александра Пермякова: «Хор спасла Людмила Зыкина»

Хор имени Пятницкого — старейший певческий коллектив России — начал подготовку к своему 100-летнему юбилею.
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

После очередной репетиции с художественным руководителем хора Александрой Пермяковой встретилась обозреватель «Известий». 

известия: Ваши певцы так танцевали кадриль, что я подумала: работает танцевальная группа.

александра пермякова: Так и должно быть. Неслучайно в деревне говорили: «Давайте песню играть…» Певцы и танцуют, и читают, и владеют музыкальными инструментами. А балетные поют, когда надо. Если я понимаю, что звук должен идти с заднего плана, говорю оркестру: «Так, ребята, подключаемся!» Это возвращение к нашим традициям. До 1938 года в хоре не было разделения по цехам.

и: Что еще из традиций вам приглянулось?

пермякова: Мы постарались вернуть подлинное звучание Хора имени Пятницкого. Это открытый звук и жесточайшая твердая дикция — каждое слово как на ладони. Такой манерой хор славился в середине 1930-х годов. Я считаю, это был его золотой век. Кроме того, мы вернули аутентику, придав ей современное звучание. На каждом концерте представляем песни не менее 12 областей России.

и: Вы родом с Тамбовщины. Бываете в своем родном селе?

пермякова: Последний раз была несколько лет назад. Дома заколоченные стоят, осталось пять старушек.

и: Народного искусства как такового уже нет?

пермякова: Откуда? Пустое село.

и: А то, что вы поете, где взято?

пермякова: Это результат фольклорных экспедиций. Счастье, что в некоторых деревнях, в отдельных семьях все-таки поются русские народные песни. У городских жителей на генетическом уровне это уже не заложено.

и: Кроме народных песен хор исполняет авторские. Не нарушена ли здесь ваша специфика?

пермякова: Авторские произведения, которые воспринимаются как народные, —  тоже наша история. С 1911 до 1929 года хор пел только народные песни. Затем в СМИ развернулась кампания под лозунгом «Долой песни кулацкой деревни! Даешь песни, отображающие жизнь советской!». Хором тогда руководил племянник Пятницкого —  Петр Михайлович Казьмин. Он обратился к композитору Владимиру Захарову, который и написал первую нашу авторскую песню —  «Прокати нас, Петруша, на тракторе». Самое лучшее из той поры — «Вдоль деревни», «Зелеными просторами», «И кто его знает» — поем до сих пор.

и: Вы возглавили хор в 1989 году, пожалуй, в самый трудный для него период. Правда, что выжить хору помогла Людмила Зыкина, сама когда-то у вас начинавшая?

пермякова: Правда. Тогда на все три подразделения осталось человек сорок. Остальные разбежались по центрам досуга, кооперативам. А Людмила Георгиевна создала Академию культуры России, которая стала проводить фестивали народного искусства по всей стране. И мы были непременными участниками каждого такого мероприятия. За это ей низкий поклон и огромная благодарность. Последний раз мы с ней виделись 12 июня прошлого года — в день празднования ее юбилея. Я сказала: «Людмила Георгиевна, построили хор», а она говорит: «Я слышала...»

и: Если бы сегодня появилась певица масштаба Зыкиной, могла бы она «раскрутиться»?

пермякова: А судьи кто? Кто определяет, что это певица уровня Зыкиной? Когда она начинала свой творческий путь, все было по-другому. Я сейчас часто слышу: «Как хорошо, что нет экспертных советов!» Да как это плохо! По простой причине: есть деньги — будешь петь. Нет — дороги тебе не будет. Сколько талантливых ребят уходило из Хора в надежде стать звездой! Все это в итоге оборачивалось пением на корпоративных торжествах...

и: В поисках голосов вы ездите по всей России. В Москве разве не поют?

пермякова: Есть у нас москвичи. Но откуда они к нам приходят? Из Гнесинской академии, из Университета культуры, из училищ. А там те же деревенские, из общежитий. Первоначально Хор имени Пятницкого состоял из трех групп — воронежской, смоленской, рязанской. Таким и остался. Только география расширилась. Еще важно, что деревенские ребята понимают значение коллектива. У них в Москве нет ни родных, ни близких. Хор становится им семьей.

и: В провинции ребята поют сольные концерты, а потом к вам в хор?

пермякова: Если берем. У нас 47 лауреатов всероссийских, и региональных конкурсов молодых исполнителей. Фактически коллектив звезд местного значения. Но человек солистом может быть блестящим, а в хор встал — и кончился. Здесь надо уметь петь в ансамбле и при этом не потерять индивидуальность. У нас песня может заглохнуть в середине, потому что солистка вдруг зарыдает. Зато и зритель чувствует отдачу. Порой слышишь после выступления: «Почему так мало?» А мы час сорок пять минут отработали без антракта. Значит, молодцы - не отпустили слушателя ни на секунду.

и: В советское время народной песне придавалось государственное значение. Сейчас первые лица страны бывают на ваших выступлениях?

пермякова: Так, чтобы на сольный концерт приходили, не могу похвастаться. Ельцин однажды был, Черномырдин Виктор Степанович... Когда в Корее выступали, Ким Чен Ир приходил на все наши концерты. На кремлевские концерты, которые на госсоветах проходят, нас зовут. В последний раз мы пели «Вниз по Волге-реке». Путин в первом ряду сидел. Он в финале встал, шагнул вперед, будто сам хотел запеть, — видно было, что воодушевлен.

и: Тем не менее, в трансляциях правительственных концертов вас не услышишь.

пермякова: А мы знаем, что нас вырежут, оставят попсовых исполнителей. Бездумная политика. Что мы сейчас сеем, то и пожнем. Современная молодежь русскую песню вообще не знает. У нас раз в году девочка с камерой выходит на улицу и спрашивает: «Какие русские народные песни вы знаете?» В этом году называли «Ой, мороз, мороз», «Катюшу», «В лесу родилась елочка» — они уже как народные идут. А еще несколько лет назад могли назвать пять-семь песен.

и: Может быть, душевной потребности уже нет? Есть попса, что-то из рок-музыки попроще. Наверное, хватает.

пермякова: Не хватает. Я живу на Автозаводской, там много учебных заведений. А студенты имеют привычку сидеть на бульваре с гитарами. И меня радует, что вдруг они стали петь Гимн России. Да так исступленно, с таким убеждением... «Господа офицеры» поют, «На поле танки грохотали», «Только мы с конем...» — раз по пять кряду. Могли бы петь народные песни, если бы знали. Беда в том, что мы не можем найти формы сосуществования в одном информационном поле народной песни и современной эстрады. Поэтому целое поколение потеряно. Взять, например, наши маленькие республики — Мордовию, Удмуртию, Чувашию. Они очень бережно относятся к своему достоянию. Дети в школах с него начинают обучение. Во многих странах существуют телеканалы, посвященные народному искусству. А мы все в крайности какие-то впадаем...

и: Сколько длится рабочий день в Хоре имени Пятницкого?

пермякова: Как дела сделаем.

и: Профсоюзы вам не указ?

пермякова: А вы думаете, артисты ропщут? У них самих такой идет завод... Им по 18-20 лет всего. Если я сейчас в них это не заложу, они станут халтурщиками. Вот вы сейчас слышали, как они пели «От героев былых времен...» (песня из кинофильма «Офицеры». — «Известия»). Ведь продирает, да?

и: Да, сильное впечатление, и голоса у ваших ребят сильные. Зачем вам микрофоны? В деревне с ними не пели.

пермякова: Когда мы поем a cappella, у публики, кажется, уши становятся больше — так прислушиваются. Но такое напряжение выдерживается от силы минуты четыре... Концертных помещений с хорошей акустикой тоже мало осталось. Замечательная акустика была когда-то в Колонном зале Дома союзов. Делали капитальный ремонт — вскрыли стены и обнаружили там битые бутылки из-под шампанского. Убрали их, и акустика пропала... Я все взвешиваю — какой будет звук, свет, сцена. Вдруг на концерт придут люди, которые впервые услышат русскую народную песню? Важно не навредить, не отбить желание.

и: Ваша аудитория в основном старшего возраста?

пермякова: Пятьдесят на пятьдесят. Ко мне иногда подходит молодежь — она же сейчас без комплексов: «Слушай, суперконцерт! Супер! А когда еще будет?» Я всегда своим говорю: «Ребята, все развивается по синусоиде». Недавно читала журнал 1914 года — про то, что русская народная песня погибает, уже погибла. А она выжила. Выживет и сейчас.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир