Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Мир
Трамп намерен посетить похороны папы римского Франциска в Риме
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Кавалер для Джоконды

Большой театр вернул в репертуар старинную "Эсмеральду". Работа над танцевальной версией романа Виктора Гюго "Собор Парижской богоматери" шла под девизом: "Большому балету - большие страсти"
0
Мария Александрова (Эсмеральда) и Руслан Скворцов (Феб) (фото: Михаил Логвинов/Большой театр)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Большой театр вернул в репертуар старинную "Эсмеральду". Работа над танцевальной версией романа Виктора Гюго "Собор Парижской богоматери" шла под девизом: "Большому балету - большие страсти".

Страсти разгорелись еще до поднятия занавеса. Незадолго до премьеры скончалась коза, с которой героиня, согласно балетной традиции, появляется на улицах Парижа. На Западе недогляд за козой, простудившейся во время прогулки, скорее всего пройдет по разделу "жестокое обращение с животными", что может неблагоприятно сказаться на гастрольной судьбе балета.

На премьере в Большом усопшую заменили козликом. Новоиспеченный артист не пожелал самостоятельно выйти на сцену, и Эсмеральде - Марии Александровой пришлось носить его на руках. К счастью, несговорчивый партнер стал единственной проблемой балерины, станцевавшей свою роль с отменной чистотой и легкостью. Среди других достижений отмечу Дениса Савина (влюбленный в Эсмеральду поэт Гренгуар), в очередной раз удивившего редкой в балете сценической естественностью. Хороши реалистические декорации, скопированные Аленой Пикаловой со старинных эскизов. А также "народные" костюмы Елены Зайцевой, сделанные по рисункам Ивана Всеволожского.

Список достоинств хотелось бы продолжить - уж очень симпатичен дуэт постановщиков-хореографов. И знаток балетной старины Юрий Бурлака, и его петербургский коллега-реставратор Василий Медведев - люди увлеченные, энциклопедически образованные и искренне желающие взять из нашей балетной истории лучшее. Увы, именно фундаментальная образованность сгубила уважаемых мастеров. Их "Эсмеральда" напоминает научный труд, куда авторы, забыв о строгом отборе материала, вложили все свои знания о предмете. Результатом стали странные стилистические смешения.

Вот, например, второй акт, где офицер Феб празднует помолвку с благородной дамой. Один за другим следуют три классических ансамбля, заимствованных соответственно из постановок 1899, 1935 и 1886 годов. В центре - знаменитое па де Диан, сочиненное Агриппиной Вагановой. Железная леди советского балета выполнила заказ эпохи - не будь отсылки к анакреонтическим героям (в замке невесты Феба - Флер де Лис дают театральное представление) бодро-спортивный номер сошел бы за дуэт рабочего и колхозницы.

Обрамляют союз серпа и молота аристократические создания Мариуса Петипа - гран па с цветочными корзинками и па де сис Эсмеральды, Гренгуара и четырех цыганок. Первое в старину танцевали дамы. Творческое кредо любвеобильного маэстро (женщина - яркий цветок, созданный для наслаждений) получало в нем не менее роскошное воплощение. В это женское царство постановщики ввели кавалеров, бесцеремонно обнимающих дам за талию. Как худрука Юрия Бурлаку можно понять: мужчин Большого балета нужно обеспечить работой. Но как реконструктору оправдание ему найти трудно. Ввести мужской элемент в это гран па все равно, что при реставрации "Джоконды" приписать сбоку мужской силуэт...

К масштабу - спектакль идет три с половиной часа - тоже есть претензии. Нагромождение танцев и пантомимы, не оправданное режиссерским месседжем (как, например, в "Корсаре", поданном Алексеем Ратманским в качестве балетных "Пиратов Карибского моря"), современному зрителю вынести трудно. Не то что балетоманам прежних времен, ходившим в театр приятно провести время, выпить и закусить. На случай дальнейшего присутствия в программе старинных сочинений стоит привлечь нужного спонсора и устроить в фойе разлив шампанского. Тогда благодушный зритель осилит и четыре акта. Если, конечно, не утомится обилием традиционной балетной музыки.

Несмотря на оркестровку Рейнгольда Глиэра, несколько облагородившего сочинение Пуни и поэтичный эпизод с музыкой Риккардо Дриго, бесконечные "ум-ца" действуют наподобие китайской пытки. Безусловно, посягать на формулы, составляющие смысл дансантной музыки, нельзя, но освежить партитуру можно и нужно. Тем более что имеется успешный прецедент. Британец Джон Ланчбери элегантно осовременивал старинные партитуры, в том числе идущую в БТ "Тщетную предосторожность". Да и Юрий Потеенко - композитор "Ночного" и "Дневного" дозоров", сделавший достойную оркестровку некогда раздражавшей Геннадия Рождественского "Дочери Фараона", мог бы помочь "Эсмеральде" Большого...

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир