Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Мир
Трамп намерен посетить похороны папы римского Франциска в Риме
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Балерина Мария Александрова: Мы все крепостные артисты Большого

Прима-балерина Большого театра, народная артистка России Мария Александрова исполнила новую роль - Жар-птицу в одноименном дягилевском балете, возрожденном Андрисом Лиепой. Премьера спектакля в рамках проекта "Русские сезоны XXI века" фонда имени Мариса Лиепы состоялась в Ярославле. Сегодня Александрова танцует в Самаре. Затем последуют Казань, Саратов, Рязань, Пермь, Тюмень и Нижний Новгород. Накануне путешествия с Марией Александровой встретилась обозреватель "Известий"
0
(фото: РИА НОВОСТИ)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Прима-балерина Большого театра, народная артистка России Мария Александрова исполнила новую роль - Жар-птицу в одноименном дягилевском балете, возрожденном Андрисом Лиепой. Премьера спектакля в рамках проекта "Русские сезоны XXI века" фонда имени Мариса Лиепы состоялась в Ярославле. Сегодня Александрова танцует в Самаре. Затем последуют Казань, Саратов, Рязань, Пермь, Тюмень и Нижний Новгород. Накануне путешествия с Марией Александровой встретилась обозреватель "Известий".

"Я - огненная птица"

вопрос: Чем привлекают вас дягилевские балеты?

ответ: Они невероятно женственные, женщина там - высшее существо, обладающее огромной властью. Костюм и грим Жар-птицы для меня вообще особенные. Я и сама огненная птица, поэтому Жар-птица гораздо ближе мне, чем, к примеру, Одетта в "Лебедином озере".

в: Когда говоришь о вас людям, не очень сведущим в балете, они в первую очередь вспоминают "Ромео и Джульетту" Доннеллана - Поклитару, где вы танцевали Джульетту-хулиганку. Вам не обидно за ваши классические роли?

о: Нет, я знаю, что сделала их с полной отдачей. Другое дело, что мало партий, стопроцентно интересных не только мне, но еще и зрителю.

в: Ваша коллега Светлана Захарова, увлекшись поиском ролей, поставила для себя именной балет: "Захарова - суперигра". Не увлекает ее пример?

о: Балет под названием "Маша Александрова" невозможен. Мне интереснее наблюдать искусство во мне, нежели себя в искусстве. Главное - образ, который создаст Маша Александрова, при этом ее имя будет просто написано в программке.

в: Насколько я знаю, Захарова пришла к руководству и сказала: "Я хочу поставить для себя балет". Вы можете прийти к гендиректору Иксанову и сказать: "Я хочу"?

о: Я сделаю более тонко. Постараюсь, чтобы это был спектакль, соразмерный уровню Большого. Мне хочется, чтобы в этом театре ставили великие хореографы.

в: Кого вы хотели бы пригласить?

о: Не люблю забегать вперед. Победу надо готовить. Я вообще в своей профессии всегда все доказывала, отстаивала право на любую свою партию.

в: Как думаете, почему к вам такое настороженное отношение?

о: С меня всегда требовали больше, чем с остальных. Наверное, видели, что любое замечание не уходит в песок. Мой типаж может нравиться или не нравиться, но отрицать то, что я профессиональная балерина, никто не сможет.

в: Вы абсолютно честны по отношению к коллегам?

о: Да, я никогда не занимала ничьего места.

в: И никогда не участвовали в интригах?

о: Нет. Но если спрашивали мое мнение, я всегда его высказывала.

в: Когда петербургская балерина Диана Вишнева захотела стать примой Большого, вы в компании коллег пришли к Иксанову с протестом. Зачем?

о: Это был тот случай, когда спросили мое мнение. И это не интрига, а элементарное умение взаимодействовать с людьми, с которыми работаешь.

в: Насколько я помню, Вишнева не претендовала на многое. Кажется, хотела станцевать "Сон в летнюю ночь". Стоила ли игра свеч?

о: Никаких игр не было. Хотелось, чтобы в труппе были нормальные отношения, чтобы люди, которые приезжают со стороны, тебя уважали. А здесь, на мой взгляд, человек ставил себе задачей не присутствие в Большом театре, а удовлетворение своих личных амбиций - ну, скажем, быть ближе к президенту.

в: Нормальное желание для примы-балерины. Так всегда было в русском императорском театре.

о: Значит, я ненормальная балерина.

о: И у вас не возникало чувства избранности, когда на ваши спектакли приходили руководители государства?

о: Никакой избранности я не чувствовала. Люди хотят прийти в театр, почему бы нет? Они в этом тоже могут быть человечны. И я вообще не ощущаю, что танцую в некоем правительственном театре. Особенно сейчас - после того как один театр закрыли, а другой открыли, и этот театр немножко не соответствует былому масштабу.

в: Вы на своем веку еще станцуете в том, масштабном театре. Или нет такой уверенности?

о: А будет ли тот масштаб? Когда закрыли театр, я ощутила, как течет история, как один масштаб меняется на другой, причем прежний уходит в небытие и никогда не вернется. Будет другой, заново созданный.

в: Вы всерьез верите, что у старого Большого была некая мистическая аура?

о: Я ее видела, чувствовала, понимала. Отрицать ее - все равно что отрицать душу. Никто не доказал ее существования, но все знают, что она есть. И так не только в Большом. Когда выходишь на сцену Парижской оперы, становишься другим человеком.

"У нас была идея, что мы - творцы, а Ратманский эту идею убивал"

в: В Парижской опере вы станцевали несколько спектаклей. Успели понять, чем этот театр отличается от Большого?

о: Я заметила, что руководство Парижской оперы очень следит за артистами. Брижит Лефевр (арт-директор балета Гранд-опера. - "Известия") летает на гала-концерты с участием своих танцовщиков, ей важно, чтобы гала-концерт выглядел достойно. Это заставляет артиста все время быть в тонусе, убирает лишние амбиции, дает ощущение, что за ним стоит театр. Я точно знаю, что на какой-нибудь гала-концерт, если это не определенная акция, наше руководство никогда не полетит.

в: В Большом вы существуете сами по себе?

о: А у нас все очень странно. В чем-то мы сами себе предоставлены, но стоит проявить самостоятельность, как тут же начнут говорить: этого нельзя, того нельзя. Есть бренд Большого театра. Театр занимается продвижением себя, а мы его крепостные артисты. Ну, может быть, не крепостные, а просто работающие здесь в данный момент.

в: Владимир Васильев говорил, что раньше в этом театре служили, а не работали...

о: Знаете, Алексей Ратманский (в 2004-2008 годах худрук балета Большого театра. Ныне хореограф-резидент Американского балетного театра . - "Известия") очень долго вбивал нам в голову, что балет - наша работа. Все были с идеей, что мы творцы, а он эту идею убивал. И это вызывало возмущение.

в: У вас тоже?

о: Естественно. Я, например, не хочу эту партию, потому что я себя в ней не вижу, не чувствую. А он ставил дело на поток. Он вообще был другой, из другого теста.

в: Он, как и вы, выпускник московской школы.

о: Школа московская, да. А личность создана не в России. Наверное, это отложило свой отпечаток.

в: Мне кажется, в новейшей истории балета Большого театра правление Ратманского было самым ярким - после Григоровича.

о: Нет, мы шевелились, конечно. Непонятно только, зачем. Время прошло, осталась только память о шевелении.

в: У вас остались "Золотая маска" за "Светлый ручей", поставленный тем же Ратманским, Джульетта...

о: "Ручей" был еще до прихода Алексея Осиповича на должность худрука, а "Ромео и Джульетта" ныне не идет. Так же как нет нашумевшего "Русского Гамлета", который был моим первым балетом...

в: Сейчас - при худруке Юрии Бурлаке - вы служите или работаете?

о: Я давно для себя определила, что занимаюсь любимым делом. Терпеть столько, не любя, я бы не смогла.

в: Вам лично нужен художественный руководитель?

о: Как сказать... Я смотрю на руководителей так же, как они на меня. Я знаю, что они есть, они - что я есть и со мной нет проблем: меня можно оповестить за два часа до начала спектакля, и я станцую. А неизменными для меня в театре - в силу того что художественные руководители меняются часто, и каждый приходит со своим товаром - остаются две величины: Татьяна Николаевна Голикова, мой педагог, с которой работаю с первых своих дней в театре, и сама профессия. Я готова вкладывать в нее все больше и больше, но делаю пока мало.

в: Это шутка? Вы танцуете почти весь репертуар.

о: Есть то, что диктует руководство, и есть то, что могу и должна сделать только я.

в: И что мешает?

о: Наверное, некая неопределенность. Чтобы что-то создать, надо рисковать. Можно уйти, например, из театра и удариться во что-то другое. А можно постараться это совмещать. Я хочу, чтобы создавались крупные интересные спектакли. Если они не создаются здесь, то они есть в мире. Значит, нужно идти за ними в мир. Сейчас я все больше думаю в этом направлении.

в: Кстати, о мире. Многие западные звезды не понимают, как можно всю жизнь проработать в одном театре. У них принцип: пять лет в одном театре, пять - в другом, поездил по миру и довольный ушел на пенсию. Вам такой расклад нравится?

о: Расклад неплохой, но не хочется понижать планку. Когда приезжаешь в другой театр, сразу понимаешь: не то. Хочется, чтобы вокруг тебя работали лучшие люди. Это реально засасывает. Когда смотришь на наш кордебалет, хочется, чтобы такой кордебалет был в любом спектакле. Но бывают моменты, когда устаешь от этого театра и мечтаешь куда-то уехать.

в: Просто на гастроли или подать заявление?

о: Подать заявление - это смешно. Всегда должно быть место, которое тебе как дом. Еще Нина Ананиашвили мне говорила: "Нужно возвращаться в театр, чтобы тебя здесь собрали".

"Телешоу мне неинтересны"

в: Лет в сорок балет для вас закончится...

о: Может, и раньше, кто знает. Поживем - увидим. Как сказано в известном фильме: "В сорок лет жизнь только начинается".

в: Ульяна Лопаткина, когда мы с ней об этом говорили, сказала, что участь бывших танцовщиков - психологическая смерть. Вы готовы умереть?

о: Готова. Я всегда знала, что жизнь намного длиннее, чем эти яркие 20 лет.

в: Придя в балет, вы уже понимали, что придется уйти в расцвете?

о: В восемь лет я вообще много что понимала. Когда поступила в училище, первым вопросом, который я задала маме, был: "Смогу ли я иметь детей?".

в: И что вам ответила мама?

о: "Вырастешь - узнаешь".

в: Сейчас, как я понимаю, для балерины дети - не проблема.

о: Абсолютно. Еще я точно знала, что эта профессия научит меня каким-то очень важным вещам, расскажет мне, кто я есть. Этим я и по сей день занимаюсь - поиском себя.

в: Ваши коллеги уже ищут себя в других сферах - на телевидении, в светской жизни, в Госдуме...

о: Теперь времена двойных стандартов. Есть вещи, которые раньше не прошли бы. Мне кажется, после определенных передач артисту больше не разрешили бы выходить на телевидение. Или он не оставался бы в Государственной думе, не соответствуя этому учреждению.

в: Востребованность артистов в других областях жизни несовместима с работой в театре?

о: Нет, просто если вы заявляетесь на другой масштаб, то будьте любезны с ним соотноситься. Если ты депутат, то надо, чтобы твое присутствие в Думе не вызывало сомнений у людей, у коллег. Надо думать, зачем тебе все это. Надо, наверное, просто учиться думать.

в: Вы принципиально не принимаете участия в гламурных мероприятиях, телешоу?

о: Мне неинтересно это пустое времяпрепровождение. К тому же я не люблю наше сегодняшнее телевидение и не смотрю телевизор.

в: "Культуру" тоже не смотрите?

о: Редко, в основном поздно вечером, все больше новости.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир