Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Ученые предупредили о росте активности вулкана Ключевская сопка на Камчатке
Общество
Скульптор Коробцов отметил вклад Церетели в российское искусство
Мир
Пленный боевик ВСУ пожаловался на низкие выплаты и отсутствие подготовки
Общество
Лесопожарные службы в России потушили 49 пожаров за сутки
Мир
В Таджикистане зафиксировали землетрясение магнитудой 4,0
Экономика
В России планируют давать гарантии участникам СВО для получения займов на бизнес
Общество
В МВД рассказали о защите от кибербуллинга
Происшествия
Один ребенок погиб и один пострадал при пожаре в Сургуте
Спорт
Три очка Кузьменко помогли «Лос-Анджелесу» обыграть «Эдмонтон» в игре плей-офф НХЛ
Мир
В США назвали семь основных кандидатов на пост папы римского
Мир
Компания Hyundai зарегистрировала новые товарные знаки в России
Мир
Asia Times сообщила о закрытии программы США по созданию гиперзвуковых ракет
Армия
Артиллерия Росгвардии ликвидировала живую силу ВСУ в Харьковской области
Спорт
Обладатель Кубка Гагарина Юров покинул «Металлург» и перешел в «Миннесоту»
Общество
Захарова назвала Церетели настоящим народным дипломатом
Мир
Похороны папы римского Франциска пройдут 26 апреля
Экономика
Закон об ограничении платного образования могут принять в весеннюю сессию Госдумы

Гендиректор и худрук Цирка на Цветном бульваре Максим Никулин: "Французы мне говорят: "Привезешь свой цирк - убьешь наш рынок"

20 лет назад открылось новое здание Московского цирка на Цветном бульваре, ныне носящего имя Юрия Никулина. С сыном легендарного артиста, генеральным директором и художественным руководителем коллектива Максимом Никулиным встретилась обозреватель "Известий"
0
Гендиректор и худрук Цирка на Цветном бульваре Максим Никулин (фото: PHOTOXPRESS)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

20 лет назад открылось новое здание Московского цирка на Цветном бульваре, ныне носящего имя Юрия Никулина. С сыном легендарного артиста, генеральным директором и художественным руководителем коллектива Максимом Никулиным встретилась обозреватель "Известий" Светлана Наборщикова.

вопрос: Что было труднее - построить это замечательное здание или сохранить его?

ответ: Сначала было трудно построить, а после того как отца не стало, - сохранить. Не само здание, а атмосферу коллектива, систему взаимоотношений, созданную отцом. Но мы это сделали.

в: Что это за система?

о: Нелегко объяснить. Надо почувствовать. К одному нашему проекту писал музыку Пресняков-старший. Очень хорошую музыку, детский цирковой мюзикл. Был успех. Мы по этому поводу выпивали. И Петрович говорит: "Я хочу выпить за ваш цирк, потому что я впервые понял смысл расхожей фразы: "Живут как в одной семье". На эстраде тоже семья. Только называется она по-итальянски - мафия. А в цирке совсем другое..." У нас одна из лучших цирковых команд мира, если не лучшая. И эта команда работает как швейцарские часы, саморегулирующий механизм.

в: Ваша функция в чем заключается?

о: Я - координатор. Занимаюсь менеджментом, контрактами, стратегическим и тактическим планированием. Во многом мне помогает то, что я журналист. Привык выстраивать взаимоотношения с людьми.

в: Если бы ваш цирк был государственным, легче бы жилось?

о: Нет, гораздо хуже. Не так много в стране цирков, не принадлежащих Росгосцирку. И все они по странному совпадению чувствуют себя неплохо, получают приличные деньги. Олигархов от цирка в мире нет, но можно заработать на хорошую машину, квартиру, дом. Мне, честно говоря, больше и не надо.

в: Есть люди, которым вы могли бы запретить вход в цирк?

о: Есть. Тем, кто сделал подлость по отношению к цирку. Папа мой был человеком, я бы сказал, чудовищной доброты. Единственное, что он не прощал, - подлость и предательство. Он просто человека из своей жизни вычеркивал. Был случай однажды. Я пришел с проектом к отцу. Он посмотрел и сказал: "С этим человеком я работать не буду". Я говорю: "Погоди, тебе же с ним не встречаться, не водку пить, не обниматься". - "Нет, если он будет, я в проекте не участвую". Деталь небольшая, но многое объясняющая.

в: Вы помните свое первое впечатление от цирка?

о: У меня не было первого впечатления. Я в цирк вползал, не входил. Когда я родился, папа работал в Ленинграде, и мама через месяц уехала к нему. То есть я не в опилках цирковых родился, но все равно вырос цирковым ребенком. Хотя артистом не был никогда. И не хотел быть.

в: При таком папе не хотели быть артистом?

о: Наверное, это определенная самозащита. Не нужен никому второй Никулин. Всю жизнь будут сравнивать. "Добрых" людей полно. Я знаю, как трудно поначалу было Косте Райкину. "Вот папа был, а этот куда лезет?!". Жизнь такая, ничего не поделаешь.

в: К этим мыслям вы сами пришли или отец подсказал?

о: Он мне никогда ничего не подсказывал. Не наставлял и не управлял. И мама тоже. Да я их в детстве и не видел - они все время на гастролях были. У нас в Москве была комната и была бабушка, которая могла со мной сидеть. Если бы не она, меня бы таскали с собой.

в: В "Бриллиантовой руке" вы сыграли мальчика, идущего по воде. Это ваш единственный актерский опыт?

о: Первый и последний. Нужен был мальчик, а я все время под ногами болтался. Зачем искать кого-то? Вот он - тощий, белобрысый.

в: Эпизод у вас там жесткий. Не боялись в море падать?

о: Я испортил дублей пять, потому что ждал удара и падал раньше, чем Миронов успевал до меня добежать. Тогда Гайдай мне сказал: "Сейчас Андрей тебя бить не будет, просто мимо пройдет". А ему говорит: "Бей сильнее!". Обманули. Нелегкое актерское ремесло. Зато какие у меня партнеры были - Миронов, Папанов. Дай бог любому. "Бриллиантовая рука" - наверное, лучшее, что снял Гайдай. И одна из лучших ролей отца - Семен Семенович Горбунков, недотепистый такой инженер. Там есть сцена, где Володя Гуляев, который милиционера играл, вручает ему пистолет, а Семен Семенович говорит: "С войны не держал боевого оружия". Маленький вроде бы нюанс, а образ сразу воспринимается по-другому. Не такой уж он недотепистый, если прошел войну и выжил. Сам отец о войне практически ничего не рассказывал, кроме каких-то смешных эпизодов, хотя понятно, что на войне мало смешного. Я его спрашивал, потом перестал - понял, что эта тема для него закрыта.

в: Когда вы поняли, что ваш папа - великий артист?

о: Папа не был великим артистом и не был великим клоуном. Он был очень хорошим артистом и очень хорошим клоуном. И он был великим человеком. Его все любили. Не за роли в кино, не за образ Юрика на манеже, а за доброту, милосердие, человечность, честность. У него не было второго плана.

в: Это как?

о: Вот мы сейчас с вами разговариваем, и у нас разговор абсолютно нормальный. А если, допустим, я говорил бы с Медведевым или с Путиным, и лексика была бы другая, и сказанное я бы жестче контролировал. А отец говорил одним и тем же языком с шофером, дворником, министром, президентом, со мной, с мамой. Он всегда был одинаковый. Такая вот сверхискренность. Это врожденное, от бога, воспитать нельзя.

в: С такой искренностью ему, наверное, трудно жилось?

о: Наверное. Мы его оберегали, но прорывались, конечно, люди со своими просьбами и бедами: "Мы из Ташкента, паспорт потеряли, деньги украли, дайте денег на билет". И он давал. Я как-то раз ему говорю: "Тебя разводят, ты не понимаешь?" Он посмотрел на меня, помолчал и сказал: "А вдруг это правда?". И действительно, ведь есть процент, что люди не соврали...

в: У вас есть любимый анекдот от Никулина?

о: Анекдотов много - хороших, классических. Когда отца спрашивали: "Какой ваш любимый анекдот?". Он говорил: "Свежий". Как Генри Форда в свое время спросили: "Какая самая лучшая машина в мире?" - "Новая".

в: На сайте цирка в разделе "разное" - масса тематических анекдотов, но почему-то нет цир-ковых.

о: Их не так много на самом деле - цирк мало знают. И это даже не анекдоты, а цирковые байки. У нас это называется "дежурство". Когда собираются компанией и начинают вспоминать всякие казусы, смешные и трагические случаи. Цирковые анекдоты в цирке и рождаются.

в: И понятны они только цирковым?

о: Нет, почему же. Есть общедоступные. Существует расхожая точка зрения, что цирк - совершенно закрытый мир, типа масонской ложи. Это неправда. В цирк очень легко прийти, невозможно уйти. Все артисты хотят остаться в цирке. Идут в униформу, ассистентами в номера детей, в пожарную охрану, в билетеры, меняют жанр... Какая-то магия есть в этих 13 метрах.

в: 13 метров - диаметр манежа?

о: Да. И адрес у нас Цветной бульвар, 13. И 13-й троллейбус сюда идет. И мой сын 13-го родился. Счастливое число...

в: В вашей предыдущей программе "Держава" фигурировал бурый медведь - символ России. Это намек на президента?

о: Нет, абсолютно. Цирк вообще вне политики. В умелых руках он может быть политическим инструментом, но никто его, к сожалению, не использует. Хотя я мог бы подсказать как.

в: Подскажите.

о: Есть у нас шатер шапито - старый уже, но мы с ним ездим по России. Однажды приехали в один город, и пришел я к градоначальнику. Вижу - лицо из прошлого, одолжение делает. Я говорю: "Вместо того чтобы щеки надувать, вы могли бы выйти к своим будущим избирателям и сказать: "Ребята, я не могу, к сожалению, сделать вашу жизнь богаче, но могу сделать ее немножко веселее. И я пригласил для вас лучший цирк страны". И все за вас будут голосовать. Потому что подумают: "Какой хороший человек, устроил праздник людям".

в: В той же "Державе" обезьяны играли еврейскую свадьбу - с раввином. Вас в антисемиты записали.

о: Были у нас и главный московской раввин, и другие серьезные люди. Посмотрели и сказали: "Смешно". Но есть другое крыло, которое является оппозицией. Если те одобряют, эти должны охаивать. Так политический капитал нарабатывается. Заявили в прокуратуру. Пришли оттуда двое, говорят: "Мы должны посмотреть". Посмотрели. Что в этом страшного, понять не могут. В этом же номере есть обезьяна, которая в русском костюме танцует под "Напилася я пьяна, не дойду я до дома". Есть обезьяна в кавказском костюме, но ни одному кавказцу не пришло в голову об этом кричать... Когда я начал вести программу "Утро", то первым на нашем, тогда еще советском, телевидении стал рассказывать еврейские анекдоты. Кто-то стал считать меня антисемитом, кто-то - сионистом. И те, и другие были не правы, потому что на анекдоты не обижаются. И у нас в цирке - анекдот, не пасквиль.

в: Какие звери будут в вашей новой программе "Цирк на льду"?

о: Медведи, морские котики, пантеры... Без животных нашего цирка нет. Но в Европе мы работаем без них - там сложно.

в: "Зеленые" мешают?

о: Да, совершенно больные люди. В Берлине, например, сейчас вообще запретили работать с животными. Потому что в одном заведении тигрица родила, а детеныш умер. Извините за сравнение, а дети не умирают при родах? Бывает и такое... Между тем в зоопарке животное живет дольше, чем в природе, - нет борьбы за выживание, меньше болезней. А в цирке - дольше, чем в зоопарке: есть полезная нагрузка, и животное находится в форме. Так от чего мы защищаем братьев наших меньших? Я много видел цирков очень слабых. Публика скучает. Но вот выводят жирафа. Дрессировке он не поддается - с такой-то шеей, просто стоит и ходит. А дети кормят его бананом. Губы у жирафа теплые, нежные. Сколько радости-то! Зачем людей этого лишать?

в: Во Францию вы летаете по личным делам или по служебным?

о: У нас там компания, которая является представителем нашего цирка в Западной Европе. Два самых крупных фестиваля в мире - Монте-Карло и Париж. Я хочу вывести русский цирк в Европу, где он не был уже лет тридцать.

в: Почему так долго?

о: Не пускают. Когда выезжал советский цирк, все решалось на государственном уровне. Мы - частная организация, а это уже конкуренция, бизнес. Я своим друзьям-партнерам говорю: "Давайте вместе". А они в ответ: "Нет, извини, нам здесь жить. Ты привезешь своих монстров и убьешь наш рынок". Но Франция - это Франция. Я там живу, и мне нравится.

в: Отдыхаете от России?

о: Нет, я Россию очень люблю. От государства отдыхаю, да. Я не большой поклонник западной демократии и их образа жизни, но там все сделано более грамотно. Во Франции есть потрясающее понятие patrimoine. Если очень приблизительно перевести, уважительное отношение к наследию прошлого. И еще несколько основополагающих понятий - искусство жить, свобода, равенство, братство. Мне это по душе.

в: Вы живете исключительно по этим понятиям?

о: Я далеко не идеален, но, с другой стороны, десять заповедей никто не отменял. Для меня важно, что обо мне думает мой ближний круг. Приятно, что есть люди, которые всегда скажут: "Старик, ты неправильно это сделал. Надо бы по-другому...".

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир