Главный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер: "Лучшего ученика, чем Рудольф Нуреев, трудно себе представить"
- Статьи
- Культура
- Главный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер: "Лучшего ученика, чем Рудольф Нуреев, трудно себе представить"


Премьерой балета "Лебединое озеро" открыл свой 177-й сезон петербургский Михайловский театр. Это восстановленная версия известного спектакля, созданного в 1956 году в Большом театре. Именно его показывали президенту де Голлю, Мао Цзэдуну, братьям Кеннеди и Иосипу Броз Тито. С постановщиком балета - главным балетмейстером Михайловского театра Михаилом Мессерером встретилась обозреватель "Известий".
вопрос: У вашего "Лебединого..." московские корни. Петербуржцы не обиделись?
ответ: Петербургская версия этого балета должна занимать почетное место в репертуаре Мариинского театра. Мы обязаны иметь собственное лицо. Нереально конкурировать с труппой, которая существует не одну сотню лет. Поэтому мы остановились на знаменитой редакции Александра Горского - Асафа Мессерера. Я хорошо помню этот спектакль - выступал в нем, видел всех исполнителей, начиная с Майи Плисецкой, а в начале 1980-х вместе с мамой (балериной и педагогом Суламифью Мессерер. - "Известия") восстанавливал его в Швеции.
в: Принца у вас танцевал Гийом Котэ из Канады. Делаете ставку на зарубежных звезд?
о: Будем приглашать звезд и растить своих. С Гийомом я работал на Западе. Прекрасный партнер и танцовщик. Нам понадобился Принц, умеющий держать наших высоких прим.
в: В чем вы видите главную особенность Михайловского балета?
о: У наших артистов нет единой школы. Кто-то из Вагановского училища, кто-то из Москвы, Новосибирска, Уфы, других городов России... В этом есть своя прелесть. Интересно попытаться создать михайловский стиль.
в: Как вы разделяете руководящие обязанности с худруком балета Фарухом Рузиматовым?
о: Очень хорошо разделяем. В Михайловском, как и в любом музыкальном театре, масса работы. У нас есть еще замечательный заведующий балетной труппой Андрей Кулигин, который в театре находится с утра до ночи. Вместе пытаемся что-то сделать, но непросто все в условиях кризиса.
в: Финансовые проблемы одолевают?
о: Пока не почувствовали недостатка в финансировании. "Лебединое озеро" оказалось очень дорогим спектаклем, но на нем не экономили. Мы можем позволить себе приглашать гастролеров - например, должна приехать Тамара Рохо из Королевского балета Великобритании. 24 октября намечаем гала-концерт звезд балета. Тем не менее при планировании следующих работ приходится учитывать, что бюджет не бесконечен. Театр много зарабатывает на продажах билетов, но и много тратит на высокие зарплаты артистам. Они значительно выше, чем были до того, как директор Владимир Кехман перестроил финансовую работу театра.
в: Господин Кехман - человек непростой. Например, у Елены Образцовой отношения с ним не сложились...
о: ...И тем не менее одной из первых фигур, встреченных мною в театре, была Образцова. С тех пор я часто вижу ее в кабинете Кехмана. Елена Васильевна дает художественные советы. Милейшая женщина - и очень приятно, что она в нашей команде.
в: Говорят, ваш директор склонен вмешиваться в художественный процесс...
о: В руководящей работе порой трудно отделить художественные дела от административных, но я проблем не ощущаю. Владимир Абрамович показался мне на редкость творческой личностью. Наш директор быстро схватывает артистический аспект задачи. Он человек темпераментный, но на моей памяти всякий раз направлял свой темперамент в правильное русло.
в: Можете привести пример?
о: Изначально на постановку "Лебединого озера" я хотел пригласить Матса Эка (выдающийся шведский хореограф. - "Известия") и уже вел с ним переговоры. Матс Эк - удовольствие дорогое, но, оценив мою идею, Владимир Абрамович тут же нашел финансы. Рассматривался и другой вопрос - о приглашении Мэтью Борна ставить мужское "Лебединое...".
в: Эк и Борн в русском театре произвели бы фурор. Почему вы отказались от такой замечательной идеи?
о: Михайловский пригласил меня на должность главного балетмейстера, и мои задачи изменились. Я несу ответственность за то, чтобы труппа находилась в форме и правильно развивалась. А что может быть лучше для начала этого процесса, чем "Лебединое...", выраженное языком классического танца?
в: Есть мнение, что архитектура Петербурга благоприятствует процветанию классического балета. Вы с этим согласны?
о: Безусловно. Мне приятно работать в Михайловском, который находится на площади Искусств, одной из красивейших в мире. И влияние архитектуры классицизма, конечно, сказывается на спектаклях, созданных в XIX веке. В то же время Петербург - город, развивающийся, и хотелось бы, чтобы его современному облику соответствовала современная хореография. Кстати, у Михайловского достаточно молодая аудитория - наш репертуар должен быть впередсмотрящим. Невозможно сказать молодым: "Забудьте все, что вы видите в интернете, в современном драматическом искусстве, смотрите только традиционные вещи".
в: Судя по "Класс-концерту", поставленному вами в Большом, у вас особая склонность к советской хореографии 1940-1950-х годов.
о: Мне дорог этот период. Помимо массы муры, там было много ценного. Тот же "Класс-концерт" Асафа Мессерера. Или "Ромео и Джульетта" Леонида Лавровского - на мой взгляд, лучшая версия этого балета. Но эти вещи обязательно надо делать хорошо. В противном случае на них невозможно смотреть.
в: Руководитель балета обязан быть диктатором?
о: Мне не нравится это слово. Я стараюсь, чтобы работа была основана на взаимном уважении. Да и не требовалось пока закручивания гаек - всё и так на своем месте. Что касается диктатуры, то далеко не все руководители приемлют подобный подход. Например, Михаил Барышников, будучи во главе Американского балетного театра, вел себя предельно корректно по отношению к коллегам. Это я называю профессионализмом.
в: Зато Рудольф Нуреев, возглавляя "Гранд-опера", швырял в танцовщиков термосы.
о: Я не работал на его репетициях, только давал утренние уроки. И могу сказать, что, где бы мы ни встречались - в Королевском балете, в Парижской опере, в театре "Ла Скала", - он занимался предельно сосредоточенно. Лучшего ученика трудно себе представить.
в: Вы отдадите в балет своих детей?
о: О сыне - ему год - пока рано говорить. А дочка занимается в подготовительном классе балетной школы. Не скажу, что хочу видеть ее балериной. Есть другие вещи, которым можно отдать жизнь. Я, например, завидую работе балетных критиков, архитекторов, юристов. А в раннем детстве мечтал стать дирижером и даже выпросил у Геннадия Рождественского дирижерскую палочку в подарок. Она до сих пор у меня хранится...