Забытая профессия


Когда Д.А. Медведев отправил В.А. Ющенко открытое послание с подробным разъяснением того, почему приезд русского посла в Киев откладывается на неопределенное время, реакция весьма многих была спартанской, т.е. сводилась к лаконическому замечанию "Ты говоришь дело, но не к делу". Констатирующая часть послания мало у кого вызывала вопросы, зато как результирующая - отказ направлять посла до лучших времен, так и самый жанр публичной переписки с недружественным правителем соседней страны вопросы вызывали.
Что до неприезда посла в Киев, то само по себе длительное отсутствие главы миссии - прежний вручил отзывные грамоты, новый нарочито не спешит с приездом и вручением верительных - есть известный в дипломатии способ выразить недовольство политикой иностранного государства. Вряд ли в МИД Украины этого не знают, и специальные разъяснения только ослабляют эффект от жеста. Сам жанр публичной полемики на высшем уровне не слишком в международных делах приветствуется, поскольку полемисты делаются заложниками собственных заявлений. Когда все высказано на людях и в самых сильных выражениях, возможности дальнейшего маневра довольно ограничены. Другой недостаток публичного спора - порождение невольной солидарности политиков недружественной державы. Имея от себя очень много сказать про В.А. Ющенко вообще и про его способ строить отношения с Россией в частности, оппоненты Ющенко на Украине принуждены держать это при себе, ибо в контексте письма Д.А. Медведева дальнейшее жесткое оппонирование Ющенко могло бы выставить оппонента в глазах общественного мнения в качестве клиента Москвы - что не всегда желательно. Наконец, если послание Д.А. Медведева есть сигнал украинскому политическому классу о том, что политика Ющенко совершенно для России неприемлема и что будущим властям Украины следовало бы избрать более разумный способ отношений с восточным соседом, то для подачи таких сигналов посольства, наряду с прочим, и существуют. Будь в Киеве влиятельный и авторитетный русский посол (мы, конечно, сейчас не о М.Ю. Зурабове говорим), то же послание можно было бы довести до нужных адресатов с меньшим шумом, но большим эффектом.
Все это вроде бы и очевидно, но лишь в рамках старой дипломатии, когда посол - действительно ключевая фигура в отношениях между государствами. Когда от его ума, такта, влияния, способности находить общий язык с разными политиками страны пребывания зависит состояние отношений между странами. Это было, но прошло.
Сегодня посол - фигура куда менее значимая, рассматриваемая как чистый символ - одно дело, когда есть посол в Киеве (все равно какой), другое дело - когда его вовсе нет (все равно какого). Либо как чисто технический почтовый ящик, особой надобности в котором к тому же и нет - при современных средствах сообщения можно и самим встретиться, и спецпредставителя послать. Чрезвычайный же и полномочный посол оказывается пятым колесом в телеге - причем это не только МИД РФ касается, это касается всех дипломатий мира. Перекос в сторону личных контактов - эффектные, но по большей части бессмысленные встречи в галстуках и особенно без таковых, с другой стороны - конфиденциальные каналы связи, когда считается, что если высшая бюрократия созванивается меж собой, то дело в шляпе, - все это до крайности девальвировало значение посольской миссии. Послание Д.А. Медведева к В.А. Ющенко вполне выдержано в духе новой дипломатии, когда посол никто, забытая профессия.
Между тем малоудачность предприятия могла бы навести на мысль, что со старой дипломатией оно было как бы и сподручней. И при встречах без галстуков не следует забывать о посольствах.