Гений случайности


На 91-м году жизни в Нью-Йорке скончался легендарный хореограф Мерс Каннингем. Еще в 80 лет он танцевал, а в последние годы вел репетиции, будучи прикованным к инвалидному креслу, и говорил помощникам: "Уходить из жизни нужно с чувством приятной усталости..."
В Америке известиями о его кончине открываются новостные выпуски. Там он национальная достопримечательность, создатель новой эстетики танца. У нас Каннингем известен узкому кругу гурманов-балетоманов - уж очень далеки его опусы от отечественных представлений об "эмоциональном" танце. На единственной пресс-конференции в России Каннингема пытали по поводу сюжетов и страстей, обязательных в "нормальном" балете. А он в ответ на длинные спичи отвечал: "Танцовщик ни в чем, кроме своего тела, не нуждается".
Каннингем выстраивал композиции методом случайности, как и его многолетний соавтор и друг, композитор Джон Кейдж. В начале карьеры набор движений определялся броском игральных костей, под конец - указанием компьютерных программ. Однако никто из последователей "случайного" Каннингема не добился таких геометрически совершенных созданий.
Что касается их чрезмерной холодности и интеллектуализма, то это дело вкуса. Михаилу Барышникову, работавшему с Каннингемом, они таковыми не казались. В чем он и убедил российскую публику, представив в Москве и Санкт-Петербурге свою фотовыставку Merce My Way ("Мерс, каким я его вижу"). Благодаря Мише, утеплившему жесткую картинку, загадочный Каннингем обрел толику славянской душевности. А нам только того и надо.