Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

Василий Аксенов: "То, что русские называют трепом, на самом деле редкостное душевное общение"

В течение полутора десятилетий - с 1992 по 2007 год - Василий Аксенов делал остановку в Париже, когда летел в Москву из Америки или французского Биаррица, куда перебрался несколько лет назад. И каждый раз парижский корреспондент "Известий" встречался с писателем. Мы публикуем фрагменты этих бесед
0
Василий Аксенов (фото: AFP)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В течение полутора десятилетий - с 1992 по 2007 год - Василий Аксенов делал остановку в Париже, когда летел в Москву из Америки или французского Биаррица, куда перебрался несколько лет назад. И каждый раз парижский корреспондент "Известий" встречался с писателем. Мы публикуем фрагменты этих бесед.

"Китай скоро басом начнет говорить"

вопрос: Почему вам пришлось покинуть Советский Союз?

ответ: Много было привходящих обстоятельств. Меня изгнали, а для меня это была причина, чтобы попытаться спасти два романа. В принципе, как ни смешно, я и из Америки уезжаю, чтобы спасти свои романы. В Советском Союзе мною занимались слишком плотно, КГБ преувеличивал значение литературы, которая вовсе не так серьезна, не так важна, как им казалось. А в Америке, наоборот, это значение преуменьшается. И возникает, как это ни парадоксально, некий схожий момент, когда ты понимаешь, что тебе надо уехать из этой среды, чтобы спасти себя как писателя. Надо сказать, что я раздражен не против всей Америки, а против ее книжного бизнеса, который меня на самом деле вытолкнул из Соединенных Штатов, невзирая на массу замечательных рецензий, которые я получаю на мои книги. У них в каждом издательстве есть так называемые readers, читатели, - в основном молодые русские девочки и мальчики, которые стараются угадать, чего от них хотят, и резюмируют: "Аксенов - очень хороший писатель. Но он совершенно недоступен американской аудитории". И тогда я им говорю: "Идите тогда на хер!".

в: Так где же труднее быть писателем - в Америке или в России?

о: Это зависит от того, как вы себя воспринимаете. Если вы хотите стать витией, властителем дум, то, разумеется, Россия - большее поле для подобного дела, для обмана почтеннейшей публики. А в Америке колоссальное количество писателей - может быть, сто тысяч, и большинство из них относится к этому как к бизнесу, изучают рынок.

в: Когда вы в Америке, чего "русского" вам не хватает?

о: В Америке мне не хватает трепа российского. То, что мы называем трепом, когда собираются случайно, спонтанно в вагонном купе, или на кухне, или Бог знает где, и начинают болтать обо всем. На самом деле это редкостное душевное общение. Правда, в России я от этого сразу устаю...

в: Все империи - от римской до советской - рано или поздно прекращали существование. Не грозит ли это Америке?

о: Вполне грозит. У Америки большое преимущество - нет этнических границ, не возникнет гражданская война внутри. Но тем временем подрастает Китай. И если дальше его развитие так пойдет, он скоро басом начнет говорить и будет подавать не китайские блюда в ресторанах на Западе, а подносить что-то погорячее.

"Русская литература - самая живая часть мировой"

в: Что было самым важным в вашей жизни?

о: Мои книжки, которых я сделал немало.

в: Какие из ваших книг вы считаете наиболее значительными?

о: Это серия моих больших романов - начиная с "Ожога", который и сейчас для меня, пожалуй, является одной из ключевых вещей для целого периода жизни: не только моей, но и страны, и мира - в смысле их отражения. Сразу после этого я стал писать "Остров Крым", и, по сути дела, уехал из Советского Союза, спасая эти два романа. Это было вовсе не из-за "Метрополя", а под давлением определенной организации, которая хотела закрыть "Ожог" и, разумеется, "Остров Крым". Потом пошли романы, написанные в эмиграции: "Скажи изюм", "Бумажный пейзаж", "В поисках грустного бэби", "Новый сладостный стиль", "Московская сага", "Кесарево свечение" и все такое. Эти книги определяют для меня новую ступень, новую философию романа и мою собственную. Они, конечно, стоят несравнимо выше моих молодых вещей.

в: Ваша пьеса "Цапля" с успехом шла во Франции...

о: Вообще-то у меня с пьесами глубочайшее разочарование. Я их написал восемь. В "Современнике" шла "Всегда в продаже" - играли семь сезонов. Сейчас, когда происходит то, что называется "расцвет российского театра", никто не интересуется моими вещами. Я, как драматург, остаюсь невостребованным.

в: Когда вы ощущали себя самым счастливым?

о: Пожалуй, в самом начале творческого пути, потому что со мной тогда произошло что-то невероятное. Когда появились "Коллеги" и "Звездный билет", я долго не верил, что действительно так - с ходу -  захожу в большую литературу огромным тиражом, становлюсь сразу известным писателем. Во всяком случае, в те времена эйфория была основательная.

в: Будут ли Аксенова читать через сто лет?

о: Не знаю. Не исключаю, что найдутся какие-то любители заглянуть в прошлое и, может, установить какое-то звено в цепочке определенной традиции. Я себя считаю частью традиции авангардной. Поэтому, если будут ее изучать, и меня кто-то вспомнит.

в: На Западе считают, что русская литература находится в кризисе.

о: Я никогда так не считал. Она не выдает сильных результатов, но какая литература в мире сейчас их выдает? По-моему, литература в развитых странах с рыночной экономикой скоро уже вообще отправится на свалку. Русская литература, быть может, самая живая часть мировой. Шедевров мало, но есть надежда, что возникнет нечто значительное.

в: Остается ли в России прежнее отношение к писателю? Он все еще у нас пророк, мессия?

о: Несомненно, хотя сейчас в меньшей степени. И не надо очень по этому поводу горевать - идет процесс, с которым мы ничего не можем поделать.

в: Чем занимается Аксенов, когда встает из-за письменного стола?

о: Встает на голову - я же йог. Каждый день делаю восемь поз. Моя любимая - стойка на голове. Кроме того, джоггинг и баскетбол.

в: И с Пушкиным гуляете...

о: И с Пушкиным гуляем.

в: Почему вы своего тибетского спаниеля окрестили именем поэта?

о: Это моя жена Майя так его назвала. Когда она увидела его щенком крошечным, а он был почти голый, но с большими бакенбардами, то сказала: "Боже мой, да это ведь Пушкин!" Так и пошло.

"Медведев мне очень понравился"

в: Не скучаете ли вы в тихом Биаррице после Соединенных Штатов?

о: Как-то все перепуталось с моими ностальгиями, с моими ощущениями родины и не родины. Я точно знаю, что пребываю на планете Земля. У меня обострилось ощущение "русскости" во время эмиграции. Это связано не только с эмиграцией как таковой, но и с тем, что я преподавал в университете. И там, занимаясь русским романом, я понял, что писательский труд нашего поколения вытекает из XIX века, из всей великой русской литературы.

в: Ваша "русскость" проявляется и в патриотизме?

о: Когда я говорю о патриотизме, то меньше всего думаю о величии государственном - то есть о мощи страны, ее армии или флоте. Для меня Россия - прежде всего люди страдающие: чудные старушки, тетушки, дядюшки - пронзительные российские существа. Ну и, конечно, русская интеллигенция, хотя и говорят, что ее уже нет. Но она все-таки существует, хотя и рассеялась по всему миру.

в: В качестве национальной идеи вы в свое время выдвинули тезис "Поближе к Западу!".

о: Другого пути у России нет. Увести ее в сторону от Запада было бы просто преступлением. В нынешних условиях возникла бы угроза существованию не только самого государства, но и русского этноса.

в: Насколько я знаю, вы были среди писателей, которые встречались с Дмитрием Медведевым.

о: Дмитрий Анатольевич Медведев пригласил писателей на "чашку чая", в реальности оказавшуюся великолепным обедом. Он проходил в каминном зале ЦДЛ, где когда-то заседал партком. Я сидел на том же месте в этом зале, когда уничтожали наш альманах "Метрополь".

в: И как вам Медведев?

о: Он мне очень понравился. Интеллигент. У него четкий ум. Он немедленно схватывает, о чем идет речь, и мгновенно дает интересный ответ. Вскоре после этой встречи я участвовал в одной передаче вместе с Глебом Павловским - человеком, близким к президентской администрации. И я тогда посоветовал нашему президенту проявить милосердие к павшим - то есть к Михаилу Ходорковскому...

в: Однажды вы назвали себя писателем-анархистом, который плывет туда, куда его несут литературные паруса.

о: Я не хочу ни на кого влиять своими сочинениями. В прошлом вообще переоценивали важность литературы. Литература не должна играть роль вождя, а должна просто будить в людях интерес к собственному языку, к эстетике. Я не вижу никакого смысла в том, чтобы в литературе двигать какую-то политическую идею.

в: Кто же будет "глаголом жечь"?

о: По сравнению с пушкинскими временами мы живем в обстановке невероятной раскованности. Даже дворянская литература находилась под большим надзором и давлением со стороны государства. Сейчас вообще нет цензуры.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир