Танцовщик Хулио Бокка: "Пара бокалов вина, хороший бифштекс - и вы на вершине блаженства"
- Статьи
- Культура
- Танцовщик Хулио Бокка: "Пара бокалов вина, хороший бифштекс - и вы на вершине блаженства"


В Аргентине Хулио Бокка называют Марадоной балета. Он знаменит, богат и удачлив - объехал все сцены мира, давал по 200 спектаклей в год, удостоился почти 40 танцевальных премий, танцевал в бродвейских мюзиклах и снимался в кино. Осенью 2007-го Бокка попрощался с балетом, возглавил свою труппу и стал желанным гостем балетных форумов. На XI Международный московский конкурс артистов балета и хореографов Хулио приехал в качестве члена жюри. Обозреватель "Известий" напомнила гостю о его российской победе 24-летней давности.
вопрос: Я видела ваше триумфальное выступление на Московском балетном конкурсе 1985 года. Все три тура в зале негде было яблоку упасть. А сейчас театр, дай бог, заполнится к финалу. Балетные конкурсы больше не интересуют зрителей?
ответ: Интерес есть. Просто сегодня все можно смотреть по интернету - нет сомнения, что кто-то из зрителей или участников выложит туда конкурсные выступления. Но на третьем туре народ наверняка будет - люди захотят увидеть своих любимцев "живьем". Тем более здесь есть хорошие танцовщики.
в: Их далеко не так много, как в ваше конкурсное время...
о: К сожалению, да, но тому есть свои причины. Ранее поездка на конкурс была по сути единственной возможностью себя показать. Тебя могли увидеть директора театров, руководители трупп... А сейчас человек может послать им свои DVD и спокойно ждать ответа. Где-нибудь да повезет.
в: Вам не хочется повернуть время вспять и вновь ощутить себя юным конкурсантом?
о: Был момент, когда мне показалось, что так оно и есть. Здесь в конкурсе участвует Андрей Писарев. С его отцом - Вадимом мы соревновались 24 года назад. Андрей очень похож на папу - просто одно лицо. И когда я его увидел, сразу вспомнил юного себя. А вообще я против операций со временем. У меня нет ощущения чего-то несвершившегося. Я сделал красивую карьеру и закончил ее так, как хотел, - на вершине. Теперь я начал другую часть своей жизни, и в ней я все еще молод. Мне нравится быть по ту сторону баррикад - не танцевать, а оценивать.
в: После победы на Московском конкурсе худрук Михаил Барышников пригласил вас в Ameriсan Ballet Theatre (АВТ). Как вам работалось с Барышниковым-худруком?
о: Миша предложил мне хорошие условия - первые три года я по восемь месяцев работал в ABT, остальное время мог себе позволить заниматься личными гастролями. Что касается его руководства, то он был очень занятым худруком. Чем только не занимался - и на Бродвее играл, и в кино снимался, и танцевал. На нас ему просто времени не хватало. Он часто отменял спектакли, и вместо него выступал я. Впервые это случилось вскоре после моего прихода в труппу. Я шел в театр на репетицию, меня хватают и говорят: "Надо заменить Барышникова в дневной "Жизели". А я с Жизелью - Амандой Маккероу (она тоже побеждала в Москве) - никогда не выступал. Да и сам спектакль танцевал всего один раз. Жутко нервничал - публика-то ожидала Барышникова. К счастью, приняли нас хорошо... Сейчас мы с Мишей дружим. Когда я бываю в Доминиканской Республике, останавливаюсь в его доме.
в: В прошлом году вы заседали в жюри "Бенуа де ла данс" и попутно представляли в России аргентинское вино. Вы продолжаете эту миссию?
о: Да, езжу по разным странам и форумам. Вино - прекрасный напиток и при правильной дозировке очень сближает, что, согласитесь, важно в наш напряженный век. Сейчас я обдумываю производство именного красного вина. Из белых употребляю только шампанское. Крепкие напитки не люблю. Однажды выпил русской водки и на следующий день мало что смог вспомнить.
в: Какую еду порекомендуете к аргентинскому красному?
о: Конечно, мясо. Пара бокалов мерло или каберне совиньон, хороший бифштекс - и вы на вершине блаженства.
в: Говорят, перед выходом на сцену вы всегда пили вино - для разогрева. Это правда?
о: Нет. После спектакля мог выпить не один бокал, но накануне - ни в коем случае. Правда, когда я танцевал Ромео в "Метрополитен-опера", мы с Меркуцио и Тибальдом перед последним актом перехватывали по кружке пива. Не хотелось умирать, не подкрепившись.
в: Утверждают, что на вашем прощальном спектакле - 22 декабря 2007 года - присутствовало 400 тысяч зрителей. Честно говоря, верится с трудом - столько вмещает несколько крупных стадионов.
о: Я и сам поначалу не мог в это поверить, но цифра правильная. Четыре огромных квартала было заполнено людьми. И с погодой нам повезло - полнолуние. Самое потрясающее - когда мы танцевали, все замирали. Мы - это я, Тамара Рохо, Нина Ананиашвили, Хосе Кареньо, Манюэль Легри, Массимо Мурру... Концерт скоро выйдет на DVD, и вы сами все увидите.
в: Можете вспомнить свой первый свободный от балета день?
о: Когда спектакль закончился, я с эскортом полицейских поехал домой. Один. Мне было очень грустно. Но на следующий день был прекрасный банкет. Гуляли до девяти утра. А потом я устроил себе отпуск - почти месяц. И делал то, чего ранее себе не позволял, - ел сколько хотел, побрился наголо... И наконец-то привык спать в собственной постели. Раньше я был лишен этого удовольствия: моя карьера длилась 27 лет, а это бесконечные перелеты, гостиницы...
в: Значит, вы сейчас абсолютно счастливый человек?
о: Да, я очень счастлив. Ни по чему не скучаю, ни о чем не жалею. С удовольствием занимаюсь своей школой и труппой. Радуюсь каждому дню, и это прекрасное ощущение.