Как Уланова защитила Бежара


На Новой сцене Большого театра стартовал XI Международный конкурс артистов балета и хореографов, посвященный легендарной балерине Марине Семеновой, 30 мая отметившей 101-й день рождения. Танцовщики будут соревноваться в двух категориях - старшей и младшей. Самому юному участнику не должно быть меньше четырнадцати лет, самому зрелому - больше двадцати шести. Всего подано 122 заявки от представителей 21 страны. У хореографов - их 24 - возрастного ценза нет. Жюри, возглавляемое Юрием Григоровичем, назовет победителей 18 июня.
Сегодня трудно представить, что еще 45 лет назад балетный мир обходился без конкурсов. Первопроходцем в приобщении танца к состязанию стала болгарская Варна. В 1964 году там состоялся первый в истории Международный конкурс артистов балета. Варненские просмотры были запланированы на пик пляжного сезона, так что публика наслаждалась балетом, вкушая прелести летнего отдыха. Совмещение художественного и коммерческого оказалось на редкость плодотворным - соревнование в Варне процветает по сей день.
Московский международный конкурс, появившийся пятью годами позже и отмечающий ныне 40-летний юбилей, мыслился исключительно цеховым мероприятием. Его главной целью была демонстрация несокрушимой мощи отечественной балетной школы. То, что в области балета мы впереди планеты всей, сомнению не подлежало, и организаторы намеревались триумфально это подтвердить.
Первый отечественный балетный конкурс не должен был повторить просчет Первого конкурса имени Чайковского. Либерализм хрущевской оттепели, выведший на первое место "Ванюшу" Клиберна, в конце 1960-х выглядел неуместным. В бой приказным порядком отправились лучшие советские танцовщики, включая звезду Кировского балета Михаила Барышникова. Тактика себя оправдала - наши смотрелись на голову выше остальных. За одним досадным исключением. Советская надежда в дуэтах - Нина Сорокина и Юрий Владимиров выглядела бледнее великолепных французов из Парижской оперы.
Франческа Зюмбо и Патрис Барт широко шагали к золоту, что стало ясно уже к исходу второго тура. Потеснив бесполых "озорниц" и "мечтателей", они показали обжигающе-эротичный "Бакти" - индусский эпос еще запрещенного у нас Мориса Бежара. Последовавшая за этим 40-минутная овация вошла в конкурсную летопись как самое длительное проявление зрительского восторга.
Председатель жюри Галина Уланова поставила французам высший балл, в чем партийные кураторы не замедлили ее упрекнуть. "Как вы можете это знать? - поинтересовалась Галина Сергеевна. - Голосование ведь тайное...". И пообещала, что в случае давления выйдет из состава жюри. Можно себе представить, какой кошмарный для страны резонанс имел бы этот шаг. Начались лихорадочные поиски компромисса, и в результате условия конкурса были переписаны. Вместо полагающейся одной золотой медали организаторы вручили две: советской паре и истинным победителям - французам.
Несогласная Уланова сказала, что в дальнейшем не собирается возглавлять жюри, и, несмотря на уговоры, слово свое сдержала. Начиная со следующего четырехлетия, у конкурса появились две константы: бессменный председатель - Юрий Григорович и советские, а затем российские участники в списке золотых лауреатов. Зарубежные "прорывы" бывали, но строго дозировались. Один из таких счастливчиков - аргентинец Хулио Бокка - сейчас вошел в состав жюри.
Ангажированность московского конкурса постепенно отвратила от него многих зарубежных танцовщиков, а это, в свою очередь, привело к падению его уровня и престижа. Самым плачевным оказался девятый по счету форум (2001), по иронии судьбы наиболее многолюдный - более 200 участников. Уже на просмотрах выяснилось, что примерно половина из них приехала не столько себя показать, сколько Москву посмотреть. С тем различием, что у обычных туристов цель визита - Мавзолей и Красная площадь, а у балетных - сцена Большого театра.
Поэтому главной задачей юбилейного, десятого конкурса (2005) организаторы объявили повышение профессионального уровня. Прежде чем приехать в Москву, участники должны были доказать свою профпригодность, прислав кассету с видеозаписью.
Меры возымели действие - конкурс не только порадовал резвыми ногами, но и выявил суперпобедителя - украинца Дениса Матвиенко, которому был вручен Гран-при, массивная серебряная чаша с позолотой. Летающий блондин стал четвертым за всю историю соревнования обладателем этого приза. До него подобной чести удостаивались Надежда Павлова (1973), Ирек Мухамедов (1981) и Андрей Баталов (1997). А вот Барышников, выигравший первый конкурс, остался без супернаграды.
Взлет украинской школы заставил российских организаторов озаботиться составом на нынешний форум. В Большой и Мариинский театры был кинут клич: "Кто выступит за Россию?" Москвичи отреагировали кандидатурами начинающих артистов, из которых пока самый известный - Артем Ячменников. Зато Мариинка выдвинула сильную команду во главе с Владимиром Шкляровым - танцовщиком, занимающим высокое место в Мариинской иерархии и вряд ли нуждающимся в конкурсной подпитке.
Остается добавить, что в материальное обеспечение состязания внес коррективы финансовый кризис. Обладатель Гран-при (если таковой будет) получит 10 тысяч долларов - на пять тысяч меньше, чем на прошлом состязании. Урезаны и премии лауреатам - их диапазон в зависимости от занятого места колеблется от 3 до 8 тысяч долларов.