Прощание с Катюшей


Известие о кончине Екатерины Максимовой прозвучало как гром среди ясного неба. Балерина, как всегда, много работала - ее многочисленные ученицы в Большом театре и Кремлевском балете танцевали премьеры, вводы и очередные спектакли. Чувствовала она себя неплохо, и беды ничто не предвещало...
24 апреля Екатерина Сергеевна побывала на вечере в Доме актера - много шутила, смеялась. 26-го целый день провела в Большом театре - сначала репетиция, затем спектакль: ее подопечная Анна Никулина танцевала в "Спартаке". 28-го к 12 часам ее снова ждали в Большом - Галина Степаненко должна была "пройти" "Лебединое озеро". Но Максимова не пришла...
Предположительная причина смерти балерины - острая сердечная недостаточность. Скончалась она ночью, скоропостижно, во сне. Мама - Татьяна Густавовна, которой недавно исполнилось 95 лет, войдя утром в комнату дочери, обнаружила ее мертвой. Мужа - Владимира Васильева - дома не было: он ставит спектакль в Неаполе. Разумеется, узнав трагическую новость, Васильев немедленно вылетел в Москву...
Екатерина Максимова, казалось, была рождена для танца. Единственной проблемой при поступлении в балетную школу Большого театра оказался рост - уж очень маленькой для своих десяти лет была Максимова. Члены приемной комиссии решили посмотреть на маму, и когда в зал вошла высокая, статная женщина, с облегчением вздохнули: значит, и девочка вырастет. Но девочка не выросла, оставшись хрупкой куколкой, очаровательной бэби-балеринкой. На первых зарубежных гастролях Максимову так и представляли: бэби Большого театра, а критики наперебой соревновались в уменьшительно-ласкательных эпитетах.
Однако у бэби оказался настолько сильный характер, что годы спустя ее прозвали "Мадам Нет". Максимова объясняла это собственной неуверенностью: "Когда мне что-то предлагали, я всегда сначала говорила: "Нет, я этого не смогу". Слава Богу, что вокруг меня были люди, заставляли меня что-то делать и поверить в себя...". И все же это красноречивое признание - не более чем лукавство. Свой путь в искусстве бэби-балерина пролагала упорно и основательно.
В репертуаре народной артистки СССР Максимовой числились все крупнейшие партии классических балетов. В романтической Жизели она была бесплотной и бесшумной - пуанты, чтобы не стучали, разбивала подаренным Галиной Улановой молоточком. В демократичном "Дон Кихоте" не без успеха конкурировала с лучшей испанкой Москвы Майей Плисецкой. В роли Авроры из "Спящей красавицы" демонстрировала образцы стиля и шарма. Еще были Джульетта, Катерина из "Каменного цветка", Жанна из "Пламени Парижа", Фригия из "Спартака" и множество других ролей, каждая из которых становилась событием в балетном мире.
Но, пожалуй, главные победы ждали Максимову в специально поставленных для нее телебалетах. Здесь Максимова-актриса царила безраздельно. От одного упоминания ее ролей - Элиза в "Галатее", Петер в "Старом танго", Анюта в одноименном телефильме - балетоманов охватывает восхищенная дрожь.
Отдельной строкой стоит прописать выдающийся вклад Максимовой в дуэтный танец. Помог ей в этом муж и партнер Владимир Васильев. Их великий дуэт, прославившийся под брендом "Катя и Володя", можно считать одним из главных художественных достижений XX века.
Рассказывать о себе Максимова не любила. Интервью давала редко, а желающим узнать о ней побольше советовала обратиться к своей автобиографической книге "Мадам Нет". Максимова написала не мемуары - книгу об искусстве: откровенную, честную, временами трагичную. Жизнь всенародно любимой Катюши предстает в ней отнюдь не в безоблачном свете. Но балерина никого не обвиняет и не разоблачает. Это интеллигентное, тонкое, умное повествование - такое же, как сама героиня. Сейчас, когда Мадам Нет больше нет, книгу стоит перечитать с особым вниманием...
Прощание с Максимовой состоится 30 апреля, в 10 часов в Атриуме Большого театра. Похоронят великую балерину на Новодевичьем кладбище.