Сокращение аппарата


Отчего чиновников стало в 2 раза больше? Комментарий спустя четверть века
Во вторник мы взяли и просто перепечатали последнюю, неоконченную работу одного из главных известинцев - Анатолия Аграновского "Сокращение аппарата". Сегодня исполнилось 25 лет со дня смерти Анатолия Абрамовича.
Не хочу тиражировать банальности - статья не утратила актуальности, чиновник бессмертен и т.д. Актуальность борьбы Аграновского - вовсе не победа над чиновником. Да пусть хоть все станут чиновниками, если этого требует здравый смысл! А вот смысла в той жизни и экономике Аграновский видел все меньше - и это доставляло ему едва ли не гоголевские страдания, что особенно видно по цитатам из записных книжек.
Из сегодняшней жизни смысл продолжает катастрофически улетучиваться. Кризис показал это со всей жесткостью. Мы неустанно ищем объяснение финансовым пузырям, виртуальной экономике, пустым деньгам, нависающим над миром, как сгнивший портик над когда-то прекрасным классическим зданием. Но все больше тех, кто ничего материального и сущностного не производит. Чиновники мы или нет, мы все чаще потребители. С внезапно облагородившимися привычками. Подозрительно - и преступно - равнодушные к тем уже немногим в мире, кто изготовил хоть что-то материальное.
Прогресс для потребителя давно уже не прогресс, а пародия. Мобильный телефон скрещен с фотоаппаратом. Какое достижение! Стоим в очереди не к коллежскому регистратору, а в единое окно. А за ним - туча все тех же регистраторов. Теперь они у тех самых компьютеров, которые должны были все перевернуть, страшно ускорить и лишить регистраторов работы.
И два молдаванина, которые обкладывают плиткой единое окно, куда тут же встанут в очередь на регистрацию - к тысяче милиционеров, миграционных чиновников, их контролеров и контролеров контролеров. И про всех знаешь, что берут, как не снилось ни гоголевским, ни советским.
Но читаешь Аграновского - и как-то легче. Просто есть пример: делай что должно - и будь что будет.
Анатолий Аграновский
Как сокращают аппарат? Любой. Ну, скажем, летательный. Способ один: убрать лишнее.
Скорость сметала с аэроплана радиаторы, расчалки, фанерные коробки, поджала шасси, отбросила пропеллер, уполовинила крылья, сделала их стреловидными. Стал ли самолет дешевле, проще?
Аппарат не бывает велик или мал. Он должен быть целесообразен. Соразмерен с работой, грузом, со своим назначением. Что не работает, то балласт. Что плохо работает, то пользы не принесет. Что бесполезно, то вредно.
Таковы принципы, и я постараюсь следовать им, говоря об аппарате управленческом. Потому что есть и у него своя высота, есть дальность (прогнозов), скорость (согласований), надежность (решений). Как сокращают аппарат?
Сижу в Министерстве промышленности строительных материалов СССР, роюсь в цифрах, цифр у нас будет много сегодня. За исходный беру 1970 год: АУП отрасли (административно-управленческий персонал) был тогда 139 тысяч человек. Затем шли ежегодные сокращения, я плюсую их, и выходит, что число управленцев уменьшено с той поры на 78 тысяч. Сколько осталось?.. То-то и оно, что вы не знаете счета: осталось 160 тысяч.
Усмехнуться легко, труднее вникнуть, понять. Задачка не так уж проста. Министерство расположено на площади Ногина, в огромном сером здании, известном под названием "Делового двора"; судя по мемориальной доске, здесь работал Г.К. Орджоникидзе.
"Мы не раз, - говорил он, - ставили вопрос о сокращении штатов. Составляли десятки комиссий. Штаты сокращались, а после нового подсчета почти каждый раз получалось увеличение штатов".
Снова цифры (их приводил железный нарком): в 1923 году Москва насчитывала 48 663 совслужащих, к концу 1924 года было их уже 69 075, в 1925 году - до 99 915, в 1926 году - 111 077... Задачка, выходит, не новая - старая.
В 1927-1928 годах решено было сократить управленческие расходы на 20 процентов, в 1934 году - на 10-15 процентов, попытки такого рода повторяли не раз, а после известного постановления 1969 года "О мерах по совершенствованию и удешевлению аппарата управления" экономия планировалась уже ежегодно (в нынешнем бюджете - на 1 млрд рублей). Штаты между тем продолжали расти.
Вот суть проблемы: выполни мы все решения, аппарат давно был бы сведен к нулю. На деле с постоянством морских отливов и приливов он всякий раз умел вернуть утраченное, да еще и с перехватом. В 1983 году по сравнению с 1975 годом управленческий персонал в стране вырос на 3 миллиона человек.
Такая арифметика. Таков этот, по выражению Н.С. Лескова, натуральный факт в мистическом выражении.
Действительно, мистика, тем более что сокращения проводились и экономия вносилась в бюджет. Но усмехающийся уподобит себя человеку, который критикует современный лайнер за то, что весу в нем больше ста тонн. О грузоподъемности забудет, о расстояниях, высоте. Одно будет твердить: вот ведь "раздули" аппарат!
Говорят, был у Орджоникидзе красный телефон, по которому он мог вызвать любого директора завода. И всех знал по имени, лично. Нет теперь такого телефона. Не может министр, к которому я иду, звонить каждому из своих директоров, даже если помнит их имена. Если же захочет побывать на всех заводах, хотя бы по одному дню, то уйдет у него на это около трех лет. В Минстройматериалов СССР свыше тысячи только крупных предприятий - на порядок больше, чем во всем былом Наркомтяжпроме, из которого вычленились десятки наших отраслей.
Желание до сих пор не изжитое - управлять сегодня методами 30-х годов - чистая утопия. Гигантски выросла индустрия, усложнились хозяйственные связи, новым предприятиям нужны директора, бухгалтерии, начальники служб, мастера. Все они входят в АУП и, стало быть, - страшновато об этом писать - рост аппарата закономерен.
Но, может быть, в таком случае и сокращать аппарат нужды нет. Есть нужда. Я видел, как работают в авиационных КБ особые службы, которые контролируют "лимит веса". Требовательны они до жестокости, иначе бы не взлетел ни один самолет. Однако при этом они пропускают тонны, нужные для дела, не допуская ни одного ненужного грамма. Война ведется с лишним...
Отрасль, которая занимает нас, - промышленность строительных материалов - увеличила производство с 1970 года на 70 процентов. Об этом прежде всего сказали мне в министерстве. По росту производительности труда они вышли на контрольную цифру пятилетки, заданную на 1981-1983 годы. Если б не вышли, понадобилось бы дополнительно 20 тысяч рабочих. А штат министерства остался прежний. Добавлен лишь один главк.
Я искал и нашел положительный пример. Не было бы счастья, да ревизия помогла. Дело в том, что в свою пору работу этой отрасли проверял Комитет народного контроля СССР. Проехали по трем республикам, подняли горы документов, вскрыли серьезные нарушения. По свидетельству людей компетентных, и строгие меры были приняты...
Прежде всего коллегия министерства навела в этом деле порядок. Мне подробно рассказывал об этом Д.М. Тюремнов, начальник отдела структур управления. Ну, к примеру, нашли предприятие, где в отчетах управленцами числили всех конструкторов и технологов. И эта безграмотность ухудшала их данные. "Почему?" - "А мы пятнадцать лет отчитываемся так". В Азербайджане на одном из заводов издан был уникальный приказ: "Освободить от должности мастера и перевести рабочим в цех с сохранением функций мастера". Снова безграмотность, явная, какая может быть поймана первым же финансовым ревизором.
Навели порядок, ликвидировали незаконные должности, учли вакансии - и это был уже солидный резерв. Но это было только начало. Коллегия министерства занялась этими делами всерьез - издавала приказы, контролировала их исполнение.
В отрасли - 37 НИИ, 20 проектных институтов, есть и "Оргтехстромы", ведущие пусконаладочные работы. И вот при внимательном рассмотрении оказалось, что есть дублирующие отделы и лаборатории. В НИИ и проектно-конструкторских организациях численность рабочих и служащих за два года сократилась на 1400 человек, или на 4 процента: "чтоб не было праздношатающихся".
- А не скажется это на работе? - спросил я в министерстве.
- Так они брали проектные работы со стороны. Объемы снизились. Дело в том, что больше стало реконструкции и технического перевооружения - 36 процентов.
Само собой, безработным никто не остался. Эти инженеры перешли на производство, люди везде нужны.
- А что у вас отрицательное? - спросил я.
Последовал такой рассказ. Мы купили современные кирпичные заводы в Италии, Франции, ФРГ. На основном производстве как было у них 60 работников, так и осталось у нас. Один машинист на две печи, полная автоматика, рука человека не дотрагивается до кирпича. А общий штат завода у них 120 человек, у нас - 300!
И опять не спешите улыбаться, это все не так просто. Столовых, бытовок они у себя не строят, у нас - обязательно. И транспорт нам подай, строительный отдел, отдел снабжения, ремонтный цех, обслуживание автоматики - все свое! За рубежом эти люди тоже есть, но в специализированных фирмах. Обходятся они и меньшим числом "клерков". Почему? Меньше писанины, меньше бумаг, которые пишет у нас каждый третий. Меньше проверяющих, меньше отчетов и т.д. Умеют все выкроить, идут даже на совмещение должностей директора и главного инженера.
Словом, коллегия министерства после взятия первых барьеров, после наведения элементарного порядка перешла к главному - укрупнению мелких подразделений. Сумели упразднить на своих заводах 22 отдела, 40 цехов и участков. И численность "аупов" снизилась, расходы на содержание аппарата в первый же год удалось уменьшить на 6,2 миллиона рублей, во второй - на 4,8 миллиона. И Комитет народного контроля пришел к выводу, что министерство приняло необходимые меры.
А как же рост численности? Отвечу: эта итоговая цифра - 160 тысяч управленцев в отрасли - держится уже третий год. Аппарат стабилизировался, он не растет, и это действительно достижение. На общем фоне - безусловно, достижение.
- У нас еще слишком много излишеств, - сказали мне. - Работу мы продолжаем, цель видим, и есть возможность улучшения структуры, повышения производительности труда. Значит, хвалить нас пока рано.
А по существу? Начальник планово-экономического управления министерства Е.М. Куцман ответил, что руководителю легче работать с меньшим аппаратом. Информацию получает из меньшего количества источников, способен ее переварить, и аппарат управляем, каждый работник несет свою долю функций, ощущает свою ответственность. "Вот у вас в автомобиле, - привел он пример, - будет не один рычаг управления скоростью, а шесть. Легче вам станет? Срыв - не знаешь, где искать...".
ИЗ ЗАПИСЕЙ В БЛОКНОТАХ
* Проблема очень неновая.
Еще В.И. Ленин говорил, что наш аппарат "раздут гораздо больше, чем вдвое", ставил вопрос о том, что надо изгнать из него все следы излишеств (т. 45, с. 404-405).
* Тема наболевшая и в описании не красочная. С утра я отправлялся в конторы. Разные вывески были на них, а внутри одно: сидят в кабинетах люди, читают и пишут бумаги, звонят по телефонам - вот их каждодневная работа.
Ничем не похожа она на разливку стали, на перекрытие рек, прокладку новых дорог, возведение городов. Но без таких канцеляристов не было бы ни разливки, ни проходки, ни перекрытий, ни возведений. Тысячи людей будут героически биться на переднем крае, а после в одном таком тихом кабинете кто-то что-то оформляет не вовремя, не туда, не так, и все усилия пойдут прахом.
* Когда смотришь общее состояние дел, бросается в глаза одна цифра: 31 процент аппарата начальники, завы, замы, т.е. на одного руководителя двое подчиненных. В аппарате торговли и того хлеще: на одного начальника один подчиненный. И это никак не связано с нуждами дела.
Растет число заместителей у министров: в Минлесбумпроме СССР - 12 замов, Минуглепроме - 11, Минчермете - 11, Минэнерго - 12... Коллегии министерств насчитывают до 30 человек. Это уже не заседание, это - митинг. Сидеть, молчать - неприлично.
Но беда в том, что структура эта имеет свойство повторять себя сверху вниз.
Принцип матрешки: откроешь большую, а внутри поменьше, но такая же, а там еще меньше и т.д.
У министра Промстроя РСФСР столько же замов, сколько у союзного, а у министра культуры РСФСР даже на одного больше. В Минсельхозе СССР 10 замов, а РСФСР - тоже 10... Так оно и катится сверху вниз - расползаясь пирамидой по объединениям, предприятиям...
Между тем способ сокращения сегодня таков. Минфин СССР разверстывает намеченную сумму экономии (на 1984 год 1 млрд рублей) по министерствам. Каждое из них, себя не обижая, "спускает" цифру вниз. Я позвонил в начале года главе одного из союзных промобъединений (его не назову, потому что у всех так) и узнал, что сократить он должен 57 "единиц". Спорил с министерством? Само собой, но все спорят, каждый считает, что ДРУГИМ ЛЕГЧЕ. А дальше? Дальше, не тронув аппарат объединения, он подсчитал "разверстку" по своим предприятиям. Подозреваю, что и заводоуправлений директора не тронут, отфутболят задания цехам... Все вместе это называется приближением аппарата к производству.
Думается, сегодня, когда намечен принципиально новый подход, пример должны будут дать высшие эшелоны управления. И моральное право требовать с нижестоящих министерства получат, начав с себя.
* Прежде всего сокращение делается не постоянно, а время от времени. Один раз в год, не чаще. Вроде бы мы спохватываемся, наверстываем, чтобы снова забыть. Думают, что и сейчас кампания, можно считать, отшумела, волна схлынула, успокоился служивый народ - до будущего года. Но уже с весны начнут готовить проекты нового сокращения.
* "Стойкий иммунитет". Сама настойчивость в сокращении штатов "способствовала" ему. Из года в год планируют - вырабатывается стойкий иммунитет. Приемы, методы противодействия: "маленькие хитрости"...
1. Сокращение по линии "подсобного" персонала. Главного специалиста не уволишь - убирают машинисток, курьеров, лаборантов.
Но функции остались. Инженер стучит одним пальцем на машинке - за свою зарплату. Академик моет пробирки - за свою зарплату. Конструктор бегает с бумажками - за свою зарплату.
Сокращали за счет канцелярского персонала. И сейчас это самая малочисленная доля аппарата - 3,8 процента.
Стали катастрофически сокращать табельщиц, мастеров...
2. "Мертвые души" - сокращение за счет вакансий. Зная, что придется конторы сокращать, руководители всеми правдами и неправдами "выбивают" лишние единицы.
На Алтайском заводе тракторного электрооборудования задание по сокращению аппарата в 1982 году целиком выполнено за счет "мертвых душ".
Совершенные чичиковы!
3. Сокращение по линии прогресса: главки превратили в хозрасчетные ВПО (при этом они увеличились вдвое), отделы министерств преображаются в НИИ. Широко распространена передача чисто канцелярских функций научным учреждениям: всевозможные НИИ составляют заявки, отчеты и т.д.
* Сокращать не "единицы" - звенья.
Не людей - функции.
* Действие однократное становится многократным... Объясню.
Составь план, проверь исполнение - все, конец. А ежели надо его "корректировать", раз и другой проверив, трижды перепроверив, то, ясное дело, канцеляристов надо больше.
Где бы хватило слова - дай документ. Где бы обошлись приказом - собери три десятка виз... Бумаги плодят бумаги, они размножаются почкованием. Если выделенные лимиты и фонды надо еще "выбивать", то и тут вместо одной бумаги - десять. Да еще и толкачей послать.
Вот еще одна причина (коренная) разбухания аппарата. Отсутствие дисциплины - плановой, договорной, государственной - увеличивает его.
Большие надежды возлагали на вычислительную технику - вот уж она сократит штаты. Нет, увеличила. ЭВМ во всем мире приводят к увеличению документооборота.
* Бумаги - море, океан...
Если сократить количество бумаг, то не станут нужны пишущие их. (О читающих не говорю - их никто не в состоянии прочесть.)
* Заказываешь музыку - плати!
Перевести бы на хозрасчет: нужны лишние сведения - плати деньги. И хорошо бы свои.
* Стара моя мысль: отмечать невыход на работу - прогул. Не норму, а отклонение.
* Нивелировщики по природе... Все для них одинаковы, все им надо расставить по ранжиру. Типовые штаты - единые для всех. А люди разные!
Сейчас даже проекты типовые стремятся исполнить так, чтобы не было одинаковых зданий. А тут - люди, личности.
"Как же так? На одинаковых заводах разный штат!".
А как вы хотели?
Где-то сидит один человек, он лишний - убрать. Где-то десять, но приносят пользу - добавить столько же. А как иначе?
* Люди разные: один инициативен, смел, болеет за дело, другой - старательная полезность, не более того...
* Найти почву для творчества, мастерства... Чтоб человек на работе, по выражению Маркса, не был НЕ У СЕБЯ, т.е. чтобы весь участвовал в решении задачи.
Человек "вне себя" - чиновник.
* Критерий (должен бы быть): контора дала прирост или нет? Если добавили три "единицы" и выросло производство, - хорошо! Эффективность аппарата управления: быстрота, четкость, верность решений, обратная связь и т.д.
Тут проблема ответственности решений. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ...
* Интересно рассмотреть аппарат добровольных обществ, союзов и организаций. Число их велико, они, безусловно, полезны, но их аппарат уже превысил 100 тысяч человек (не считая ДОСААФ).
Аппарат живет по своим законам, он сам "правит" себя. Создается, к примеру, общество кролиководов, и только в РСФСР - более 400 руководителей, 200 инструкторов, 366 бухгалтеров и т.д. Всего АУП 1 300 человек.
Автомотолюбители содержат около 800 управленцев, Союз охотников и рыболовов - 6756, хоровое общество - 1783.
Пользу эти организации несомненно приносят большую. И содержатся не за счет государства, а за добровольные взносы. Но нам не безразлично, на что тратятся и эти деньги, как важно видеть и отвлечение из сферы производства этих людей.
Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры в Центральном совете имеет 65 "единиц". Это уже "департамент", имеющий триста шесть отделений, сотни районных секретарей. Есть планово-финансовый отдел, административно-хозяйственный отдел, ревизионный и проч. Все как у людей... В 1981 году на охрану памятников это общество выделило 2,5 миллиона рублей, а содержание аппарата стоило 3 миллиона.
Между тем возникают новые организации, идут разговоры об обществе трезвости, друзей кино (так сказать, кинолюбов) и проч. И вроде бы нужны, но неминуем аппарат, из этих ручьев собирается Волга, впадает в Каспийское море, а "выпадать" ей некуда, ибо море это - озеро...
1984
E-mail: istclub@izvestia.ru