Дивная Диана


На сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко выступила Диана Вишнева. Поводом для визита мегазвезды мирового балета стала конкурсная программа "Золотой маски".
Трехактный проект "Диана Вишнева. Красота в движении" претендует на победу в двух разделах - "Лучший спектакль" и "Лучшая женская роль". В истории фестиваля это первый случай, когда номинирован спектакль-бенефис. Уж так повелось в нашем отечестве - бенефисы собираются наспех, прокатываются один раз и бесследно исчезают.
Диана Вишнева и продюсер Сергей Данилян вопреки данной традиции подошли к делу основательно. Чтобы представить приму во всем блеске, были приглашены именитые хореографы - наш Алексей Ратманский и американцы Дуайт Роден и Мозес Пендлтон.
Пендлтон сочинил трехчастную композицию F.L.O.W (For Love of Women - "Из любви к женщине"). В первой части "Лебединые сны" от женщин (вместе с Вишневой на сцену вышли Яна Селина и Екатерина Иванникова) остались подсвеченные обрезки рук - от локтя до пальцев и ног - от колена до стопы. Остальное, в том числе и лица, съела кромешная тьма. "Расчлененка" понадобилась хореографу для создания занятных рожиц, лебедей, птичек и прочих персонажей театра теней. Покажи его Пендлтон лет двадцать назад - до эры компьютерных игр - в зале случился бы культурный шок. Сегодняшние зрители ограничились вежливыми аплодисментами.
Больше энтузиазма вызвали "Зеркальное пробуждение", где Диана в телесном трико возлежала на зеркальной поверхности и принимала эротические позы, а также "Водный цветок", в котором хореограф одел балерину в кокон из бус и заставил кружиться в бесконечном танце.
В прошлогоднем интервью "Известиям" Диана призналась, что из всего вечера именно эти композиции оказались для нее самыми тяжелыми. И - добавлю - наименее выигрышными. Отражаться в зеркале и играть с бижутерией может любая танцовщица. Для этого необязательно быть Вишневой.
Дуайт Роден учел ошибки Пендлтона. В балете "Повороты любви" (сюжет - взаимодействие трех пар, чьи лирические маршруты объединяет бешеный ритм финала) Вишнева получила и достойный танцевальный материал, и равного партнера - американца Дезмонда Ричардсона, за кошачью координацию прозванного Черной пантерой.
Сначала отношения их героев развивались по принципу "никто не хотел уступать". Однако Диана действовала с настойчивостью анаконды, и Пантера мало-помалу поддалась дрессировке. К финалу заокеанский гость выглядел ручнее котенка. Иного и быть не могло. Искусством сценического обольщения наша прима владеет в совершенстве.
Главное блюдо дня - "Лунный Пьеро" на одноименную музыку Арнольда Шёнберга - одно из лучших созданий Алексея Ратманского-миниатюриста. Чтобы обрисовать характеры персонажей комедии дель арте и вскрыть внутренние конфликты, хореографу понадобилось полчаса. И Вишнева ему блистательно посодействовала. Обличья она меняла как перчатки. Вереницей прошли клоунесса, мечтательница, неприступная дива, простая девчонка... Неизменным оставался лишь костюм - маленькое черное платье.
Здесь следует назвать еще одного пособника спектакля - Михаила Барышникова. Увидев "Лунного Пьеро" в Нью-Йорке, он посоветовал хореографу поменять клоунские костюмы танцовщиков на черно-белую униформу. В результате сюжет приобрел вневременной объем, а сценическая картинка - утонченность. Поможет ли совет Барышникова успеху в конкурсе, узнаем в день объявления результатов.