Любовь и дайвинг


Старинные балеты прочно прописались в столице. Вслед за "Коппелией" Большого театра из глубины веков выплыл "Неаполь", представленный Музыкальным театром им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича Данченко.
Над раритетом образца 1842 года работала датско-российская постановочная команда в составе хореографа Франка Андерсона, дирижера Антона Гришанина, художников Микаэля Мелби (сценография), Дейдре Кленси (костюмы), Ильдара Бедердинова (свет).
Глава Датского королевского балета Август Бурнонвиль поставил "Неаполь" после путешествия в Италию. Красоты юга вдохновили уроженца севера на полнометражный спектакль с сочными народными сценами, романтическими танцами наяд и многолюдной свадьбой героев, увенчанной искрометной тарантеллой. В дальнейшем поколения датских танцовщиков передавали балет "из ног в ноги". Так что до премьеры в "Стасике" он дожил практически в первозданном виде.
История прекрасной утопленницы, спасенной самоотверженным женихом, разворачивается на фоне умопомрачительных ландшафтов. Картинки с морем, небом, пышной зеленью и католической часовней прямо просятся в рекламный путеводитель. Как и главные герои - красавица Терезина в целомудренной юбочке (Оксана Кардаш) и рыбак Дженнаро в полосатых шортах (Семен Чудин).
В любви они объясняются на рыночной площади, где жизнь бьет ключом. Дети, торговцы, менялы, бродяги и респектабельные граждане снуют взад-вперед, практически не оставляя места для танцев. Поэтому большую часть времени персонажи общаются посредством пантомимы. Зрелище, надо сказать, тягостное и малопонятное. Есть, однако, совершенно упоительные моменты.
Например, сцена, в которой уличный певец с повадками звезды бельканто (Дмитрий Жук) исполняет арию. Поет за него труба, аккомпанирует барабан. Толпа при этом вскакивает на каждую высокую ноту и падает - на низкую. Или венчающая первую картину буря, где под бликами молний мечутся мокрые неапольцы. Самый смелый из них, скинув сюртук, рыбкой бросается в море - искать уплывших на прогулку Дженнаро и Терезину.
Спасти удается лишь Дженнаро. Судьба Терезины проясняется при смене декораций. Девушку, оказывается, похитил морской дух - роскошно татуированный мужчина в плаще цвета прибоя (Дмитрий Петров). Наяды в хитонах ублажают его плясками. А подводные амазонки в трико нейтрализуют появившегося в гроте Дженнаро - храбреца кружат в танце и бросают на скалу.
В завершение картины дух меняет гнев на милость. Терезина получает назад свое мирское платье, сундучок с приданым и уплывает в Неаполь с верным Дженнаро. Далее - танцы, танцы, танцы, в том числе долгожданное свадебное па-де-де героев.
Великий знаток балета Игорь Стравинский характеризовал старинные спектакли как смесь обаяния и глупости. К числу явных глупостей "Неаполя" относится сюжет, а также музыка, пригодная, по словам Федора Лопухова, лишь для конных аттракционов. Обаяние же заключается в организации сценического действия, где танец органично переходит в пантомиму, а пантомима - в танец. Датчане, представляя свое достояние, умеют создать ощущение живости и естественности. Нашим предстоит этому долго и упорно учиться. Причем у носителей традиции, выписывать которых в Москву в условиях кризиса - задача трудно выполнимая.
Так не лучше ли было оставить датчанам полнометражный "Неаполь", а самим взять свадебный финал? Тем более что чистые танцы в исполнении танцовщиков "Стасика" можно смотреть без чувства неловкости. А выходы главных фигурантов Чудина и Кардаш - так и с явным удовольствием. Подобный опыт в конце 1980-х годов был у Большого театра. "Вечер балетов Бурнонвиля", куда входили избранные, преимущественно танцевальные акты из наследия классика, пользовался немалым успехом. Обаяния там было море, а глупостей я не заметила.