Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Четверых боевиков ВСУ осудили на сроки до 16 лет за преступления в Курской области
Мир
В МИД РФ указали на глубину падения ЕС из-за угроз политикам посещать Москву 9 Мая
Армия
Экипаж Су-34 ВКС РФ ударил по пункту временной дислокации подразделения ВСУ
Общество
Синоптик спрогнозировал экстремальную жару в Москве до 23 апреля
Происшествия
Два человека пострадали в ДТП с грузовиками и легковушкой в Тверской области
Армия
ВСУ за сутки потеряли более 160 боевиков на курском направлении
Экономика
Мосбиржа возобновила торги на срочном рынке
Политика
Путин примет участие в ПМЭФ-2025
Общество
Путин выразил соболезнования в связи со смертью скульптора Церетели
Мир
В МИД сообщили об учете Россией агрессивного военного планирования НАТО
Мир
На Украине сообщили об участии своего кардинала в выборах папы римского
Происшествия
Сотрудник зоопарка в Мариуполе погиб после нападения тигра
Общество
Цискаридзе назвал смерть скульптора Церетели печальной вестью
Мир
Трамп пообещал сообщить о плане по Украине в ближайшие три дня
Общество
Зураба Церетели похоронят в Грузии
Авто
За прошедшие сутки в России произошло 289 ДТП
Мир
Иран готов сделать ядерную программу более прозрачной на своих условиях

Любовь и дайвинг

Старинные балеты прочно прописались в столице. Вслед за "Коппелией" Большого театра из глубины веков выплыл "Неаполь", представленный Музыкальным театром им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича Данченко
0
На протяжении всего действия "Неаполь" бурлит страстями (фото: Игорь Захаркин/"Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Старинные балеты прочно прописались в столице. Вслед за "Коппелией" Большого театра из глубины веков выплыл "Неаполь", представленный Музыкальным театром им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича Данченко.

Над раритетом образца 1842 года работала датско-российская постановочная команда в составе хореографа Франка Андерсона, дирижера Антона Гришанина, художников Микаэля  Мелби (сценография), Дейдре Кленси (костюмы), Ильдара Бедердинова (свет).

Глава Датского королевского балета Август Бурнонвиль поставил "Неаполь" после путешествия в Италию. Красоты юга вдохновили уроженца севера на полнометражный спектакль с сочными народными сценами, романтическими танцами наяд и многолюдной свадьбой героев, увенчанной искрометной тарантеллой. В дальнейшем поколения датских танцовщиков передавали балет "из ног в ноги". Так что до премьеры в "Стасике" он дожил практически в первозданном виде.

История прекрасной утопленницы, спасенной самоотверженным женихом, разворачивается на фоне умопомрачительных ландшафтов. Картинки с морем, небом, пышной зеленью и католической часовней прямо просятся в рекламный путеводитель. Как и главные герои - красавица Терезина в целомудренной юбочке (Оксана Кардаш) и рыбак Дженнаро в полосатых шортах (Семен Чудин).

В любви они объясняются на рыночной площади, где жизнь бьет ключом. Дети, торговцы, менялы, бродяги и респектабельные граждане снуют взад-вперед, практически не оставляя места для танцев. Поэтому большую часть времени персонажи общаются посредством пантомимы. Зрелище, надо сказать, тягостное и малопонятное. Есть, однако, совершенно упоительные моменты.

Например, сцена, в которой уличный певец с повадками звезды бельканто (Дмитрий Жук) исполняет арию. Поет за него труба, аккомпанирует барабан. Толпа при этом вскакивает на каждую высокую ноту и падает - на низкую. Или венчающая первую картину буря, где под бликами молний мечутся мокрые неапольцы. Самый смелый из них, скинув сюртук, рыбкой бросается в море - искать уплывших на прогулку Дженнаро и Терезину.

Спасти удается лишь Дженнаро. Судьба Терезины проясняется при смене декораций. Девушку, оказывается, похитил морской дух - роскошно татуированный мужчина в плаще цвета прибоя (Дмитрий Петров). Наяды в хитонах ублажают его плясками. А подводные амазонки в трико нейтрализуют появившегося в гроте Дженнаро - храбреца кружат в танце и бросают на скалу.

В завершение картины дух меняет гнев на милость. Терезина получает назад свое мирское платье, сундучок с приданым и уплывает в Неаполь с верным Дженнаро. Далее - танцы, танцы, танцы, в том числе долгожданное свадебное па-де-де героев.

Великий знаток балета Игорь Стравинский характеризовал старинные спектакли как смесь обаяния и глупости. К числу явных глупостей "Неаполя" относится сюжет, а также музыка, пригодная, по словам Федора Лопухова, лишь для конных аттракционов. Обаяние же заключается в организации сценического действия, где танец органично переходит в пантомиму, а пантомима - в танец. Датчане, представляя свое достояние, умеют создать ощущение живости и естественности. Нашим предстоит этому долго и упорно учиться. Причем у носителей традиции, выписывать которых в Москву в условиях кризиса - задача трудно выполнимая.
Так не лучше ли было оставить датчанам полнометражный "Неаполь", а самим взять свадебный финал? Тем более что чистые танцы в исполнении танцовщиков "Стасика" можно смотреть без чувства неловкости. А выходы главных фигурантов Чудина и Кардаш - так и с явным удовольствием. Подобный опыт в конце 1980-х годов был у Большого театра. "Вечер балетов Бурнонвиля", куда входили избранные, преимущественно танцевальные акты из наследия классика, пользовался немалым успехом. Обаяния там было море, а глупостей я не заметила.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир