Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Четверых боевиков ВСУ осудили на сроки до 16 лет за преступления в Курской области
Мир
В МИД РФ указали на глубину падения ЕС из-за угроз политикам посещать Москву 9 Мая
Армия
Экипаж Су-34 ВКС РФ ударил по пункту временной дислокации подразделения ВСУ
Общество
Синоптик спрогнозировал экстремальную жару в Москве до 23 апреля
Происшествия
Два человека пострадали в ДТП с грузовиками и легковушкой в Тверской области
Армия
ВСУ за сутки потеряли более 160 боевиков на курском направлении
Экономика
Мосбиржа возобновила торги на срочном рынке
Политика
Путин примет участие в ПМЭФ-2025
Общество
Путин выразил соболезнования в связи со смертью скульптора Церетели
Мир
В МИД сообщили об учете Россией агрессивного военного планирования НАТО
Мир
На Украине сообщили об участии своего кардинала в выборах папы римского
Происшествия
Сотрудник зоопарка в Мариуполе погиб после нападения тигра
Общество
Цискаридзе назвал смерть скульптора Церетели печальной вестью
Мир
Трамп пообещал сообщить о плане по Украине в ближайшие три дня
Общество
Зураба Церетели похоронят в Грузии
Авто
За прошедшие сутки в России произошло 289 ДТП
Мир
Иран готов сделать ядерную программу более прозрачной на своих условиях

Танец длиною в тридцать лет

Самая романтическая балерина ХХ века скончалась в феврале прошлого года. Фамилия Бессмертновой не смогла продлить ей жизнь, но свое бессмертие Наталия Игоревна, думается, обеспечила. Ее по-прежнему помнят и любят. На вечер памяти танцовщицы Государственный театральный музей им. Бахрушина и общество "Друзья Большого балета" пригласили ее близких и устроили столичную презентацию книги-альбома "Незабываемая: Памяти русской балерины Наталии Бессмертновой (1941-2008)"
0
Жена и муза Юрия Григоровича (фото: Игорь Захаркин, "Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Самая романтическая балерина ХХ века скончалась в феврале прошлого года. Фамилия Бессмертновой не смогла продлить ей жизнь, но свое бессмертие Наталия Игоревна, думается, обеспечила. Ее по-прежнему помнят и любят. На вечер памяти танцовщицы Государственный театральный музей им. Бахрушина и общество "Друзья Большого балета" пригласили ее близких и устроили столичную презентацию книги-альбома "Незабываемая: Памяти русской балерины Наталии Бессмертновой (1941-2008)".

Небольшой конференц-зал Бахрушинки не вместил и малой толики желающих. Хозяева - надо отдать им должное - сделали все, чтобы гости не чувствовали себя обиженными. Для прорвавшихся в музей, но оставшихся без места были распахнуты двери зала и выставлены скамейки в коридоре. Впрочем, после того, как зазвучала музыка и на экране появилась Бессмертнова, все неудобства были забыты. Тем более что видеопрограмма - фрагменты из "Ромео и Джульетты", "Жизели", "Золотого века", "Ивана Грозного", "Лейли и Меджнуна" - оказалась и объемной, и со вкусом подобранной.

С аналогичным вкусом, но без лишнего объема подошли организаторы к разговорной части. Собравшиеся, конечно, ждали слова Григоровича, чьей женой и музой Бессмертнова была более сорока лет. И он в сопровождении художественного руководителя Большого балета Юрия Бурлаки действительно появился в зале. Все два с половиной часа хореограф внимательно слушал выступавших и неотрывно смотрел на танцующую на экране супругу. Затем встал, поклонился залу и удалился. Собрание в очередной раз оценило мудрость мэтра. Лучший способ говорить о Бессмертновой - молчать о ней.

Для тех, кто хочет о Наталии Игоревне прочитать, издательство "Театралис" приготовило роскошно изданный альбом. Помимо отличных фотографий и научных статей в издании имеется своя изюминка - записи героини. Когда Бессмертнову приняли в труппу Большого, она купила общую тетрадочку и скрупулезно, день за днем стала фиксировать: а) название спектакля, б) дату и место исполнения, в) фамилию партнера, г) какой раз по счету исполнена данная партия, д) каким по счету стало означенное выступление в общем нарастающем итоге. Первая запись сделана 14 октября 1961 года, последняя - 5 марта 1992-го. Всего за это время балерина вышла на сцену 1761 раз...

Рядом с этой сухой таблицей блекнут иные лирические излияния - так наглядно и безыскусно, в цифрах, фактах, именах рассказала Бессмертнова о времени и о себе. Кроме того, о Бессмертновой вспоминают ее партнеры, коллеги и ученики. "Известия" публикуют фрагмент воспоминаний Анастасии Волочковой о работе над балетом "Раймонда" и письмо Михаила Барышникова.

Михаил Барышников: "Я танцевал с ней мой последний спектакль в Ленинграде"

До того как мне довелось лично познакомиться с Наталией Бессмертновой и танцевать с ней, я восхищался ее талантом со стороны, в качестве зрителя. Неизменно поражали ее идеальные пропорции и красота линий, экзотичность, некая скрытая тайна, точеная голова на изящно выгнутой шее. При строгой приверженности к классическим балетным традициям она никогда не была закована в рамки классической условности, сохраняя свою неповторимую индивидуальность, оставаясь живой, современной и естественной. При едва-едва заметной обаятельной угловатости Наталия Бессмертнова всегда была изящной, грациозной и легкой.

Утонченная внешность и внутренний лиризм в сочетании с предельной естественностью сделали неповторимой ее Жизель. И, конечно, мне очень хотелось танцевать Альберта в "Жизели" с Бессмертновой. Мне тогда не удалось добиться ее приглашения на эту роль в Кировский театр. Но зимой 1972 года, когда ленинградское телевидение предложило мне сняться в дуэте из второго акта, я, не задумываясь, пригласил Наталию Бессмертнову принять в этом участие.

Нашим репетитором на Ленинградском телевидении была Татьяна Вечеслова, с которой Наталия и я дружили. Несколько дней репетиций и съемок превратились в сплошной праздник. Жаль, что не сохранилась запись того дуэта.

Когда Ирина Колпакова и я танцевали в "Жизели" на гастролях в Большом театре, Бессмертнова пришла на наш спектакль. Царила она на сцене, а в жизни была предельно скромной, неизменно доброжелательной.

Прошел еще год, и мне все же посчастливилось танцевать с ней в "Жизели" на сцене Кировского театра. Этот последний для меня спектакль в Ленинграде, 30 апреля 1974 года, накрепко связан в моей памяти с воспоминаниями об уникальной балерине Наталье Бессмертновой.

Барышников остался на Западе - пленку смыли

Барышников танцевал с Бессмертновой дважды. И оба раза - в "Жизели", свою любимую ленинградскую партию. Спустя годы он пишет об этом с известной отстраненностью. Однако с подготовкой упомянутого им теледуэта связан один из самых громких театральных скандалов 1972 года. Барышников самочинно пригласил Бессмертнову в партнерши. Тем самым он нарушил неписаное советское правило, согласно коему партнеров назначало руководство. Дирекция Кировского театра, узнав об этом, запретила ему танцевать с Бессмертновой, сказав, что и своих ленинградских балерин достаточно. В ответ Барышников написал заявление об уходе из театра и уехал на репетицию с Натальей Игоревной. Перспектива потерять "валютного" танцовщика отрезвила руководство. Барышникова упросили забрать заявление и разрешили танцевать с "чужачкой". Очевидцы в лице фотографа Нины Аловерт говорят, что дуэт получился поистине уникальным: "Бессмертнова и Барышников казались существами иного мира..." Увы, судьба той чудо-пленки неизвестна. Говорят, ее смыли на следующий день после того, как стало известно, что Барышников остался на Западе. Остается добавить, что в "Дневнике" Бессмертновой телевизионный дуэт из "Жизели" помечен номером 40. Это значит, что 22 июня 1972 года она станцевала этот балет в сороковой раз.

Анастасия Волочкова: "Все плохое обо мне Бессмертнова оставляла за порогом"

...Отношение ко мне в Большом было к тому времени неоднозначным, уже шли мои сольные программы, я много появлялась на телевидении, руководство балета и дирекция насторожились, не все педагоги осмеливались со мной заниматься, держались на всякий случай в стороне. Я начинала жить в окружении негатива и зависти. Но все куда-то девалось, когда Наталия Игоревна появлялась в классе. Все плохое, что, возможно, долетало до нее обо мне, она оставляла за порогом, с той стороны двери. Ее увлекал процесс передачи балетных знаний и умений, ее не пугала черная работа, да еще осложненная привходящими обстоятельствами. Это какое-то мудрое подвижничество Наталии Игоревны, оно обеспечило мне творческую защиту в дальнейшем. И я жила за счет той силы внушения все годы потом, в какой бы труппе ни оказывалась.

Означает ли все сказанное, что отношения с Наталией Игоревной были благостными и она только и делала, что подбадривала меня? Нет, конечно. Были такие профессиональные области, где она была абсолютно непреклонна, ничего не прощала и не считалась ни с какими отговорками. Тщательность, с какой она подходила к своим ролям, а потом к воспитанницам, которым роли передавала, поражает воображение до сих пор. Она не боялась рутинной работой, так сказать, убить вдохновение артистки. Кто бы мог подумать, что именно Бессмертнова с ее образом невесомой, ускользающей трагической красоты и печали в своей артистической работе и потом в требованиях к ученицам являет поистине кремень...

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир