"Чес" для Лопаткиной


Москва продолжает праздновать 100-летие "Русских сезонов" Сергея Дягилева. После "Павильона Армиды", представленного Андрисом Лиепой и театром "Кремлевский балет", "сезонную" эстафету приняло Национальное концертное агентство. Благодаря его стараниям в Театре оперетты прошел вечер под названием "Павлова - Нижинский Гала". В программе значились композиции из репертуара великих танцовщиков - одноактовки "Шопениана" и "Видение розы", фрагменты балетов и концертные номера.
Поначалу вместо двух легенд русского балета в афише упоминалась одна. В конце декабря по Москве запестрели рекламные щиты с броской надписью "Нижинский - Гала". В роли Нижинского был заявлен худрук балета Берлинской государственной оперы Владимир Малахов. Однако вскоре выяснилось, что Малахов не собирается принимать участие в концерте - в этот день он запланировал отдых на Мальдивах. Запутавшиеся в переговорах организаторы бросили на амбразуру премьера Большого театра Дмитрия Гуданова. Ему предстояло заменить Малахова в репертуаре дягилевского премьера. Чтобы придать концерту большую весомость, к Нижинскому решили добавить Павлову - Ульяну Лопаткину, а на роль арт-директора обновленного проекта пригласить Ирину Чистякову. Надо сказать, что упоминание этого имени навело балетоманов на серьезные сомнения относительно достоинств предлагаемого продукта.
Когда-то г-жа Чистякова с успехом танцевала в Мариинском театре. Затем перешла на педагогическую работу и стала репетировать с Ульяной Лопаткиной. Очевидно, это обстоятельство разбудило в душе экс-артистки предпринимательский азарт. Теперь г-жа Чистякова является арт-директором примы и вывозит в Первопрестольную концерты более чем сомнительного качества. Приятным исключением стал недавний вечер хореографии Ролана Пети. Но там, видимо, сказалось кураторство маэстро, который лично составил программу и подобрал артистов. Что касается "Павлова - Нижинский Гала", то худшие опасения, к несчастью, оправдались. Широко разрекламированное мероприятие оказалось банальным "чесом".
Устроители настригли фрагменты из репертуарных балетов. Добавили к ним ходовые концертные композиции. Снабдили их шипящими фонограммами и донельзя аляповатыми задниками (художники дягилевской антрепризы дружно перевернулись в гробу). Позвали артистов первого эшелона - премьеров БТ Александрову, Рыжкину, Гуданова. Еще несколько человек, подающих надежды, - солистов Мариинки Осмолкину, Образцову, Шклярова. И увенчали эту пирамиду несравненной Ульяной. Получившуюся конструкцию продали по суперценам: посидеть в партере можно было за 8000 рублей, а постоять на галерке - там, где видны люстра и часть сцены возле кулисы, - за 500.
Если бы за эти деньги предлагался достойный, сделанный с уважением к великим танцовщикам концерт, обид было бы меньше. Однако хороший проект на эту тему - занятие трудоемкое, требующее и знаний, и вкуса. Нужно пригласить грамотного постановщика, провести архивные изыскания, вывести на свет божий забытые композиции (у той же Павловой был огромнейший концертный репертуар), продумать сценографию и свет, поработать с артистами над стилем... С кондачка такую махину не поднять, а тяжеловесов в команде г-жи Чистяковой не обнаружилось.
Танцовщиков упрекнуть не в чем. Они старались в меру сил. Интересно смотрелся Дмитрий Гуданов в "Видении розы", где хореограф Михаил Фокин хотел видеть не мужчину-кавалера, а аромат розы, дух, мечту. Гуданов таковым и был. Понравился Андрей Меркурьев в "Петрушке" - марионеточная пластика пришлась танцовщику к телу. Вовсю кокетничала милая барышня Евгения Образцова, оттанцевавшая "Шопениану", "Петрушку" и "Карнавал". Всё - с одинаково пленительной улыбкой. Ее товарка по Мариинке Екатерина Осмолкина, танцуя па-де-де из "Жизели" (партнер -Владимир Шкляров), представила свою трактовку роли. На финальных тактах девушка так стремительно упрыгала в кулисы, что впору было говорить не о бесплотном создании, а о резвой Диане-охотнице...
Лопаткина - главная приманка вечера - была традиционно хороша. А в дуэте из "Шехеразады" (партнер - Гуданов) и в монологе Никии из "Баядерки" просто блистательна. Однако негоже нашей приме прикрывать своим именем откровенные халтуры. Тем более что перфекционизм Лопаткиной уже стал легендой. Или мы присутствуем при ее угасании?