"За встречу, господа!"


Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, чистой зрительской любви? Что наша публика живет только сплетнями, шакаля по страницам таблоидов и злорадно смакуя звездные несчастья? Плюньте такому скептику в глаза, дорогой читатель. Полный зал МХТ, собравшийся на 102-м показе замечательной "Белой гвардии", рвался не поглазеть на Константина Хабенского, а искренне его поддержать.
"Белую гвардию" - волшебный, асимметричный, засыпанный театральным снегом спектакль Сергея Женовача - не играли без малого четыре месяца. Последний раз - 14 октября прошлого года. Все знают почему. Всем известна причина долгой, "не мхатовской" паузы. Константин Хабенский отчаянно боролся за жизнь жены Насти, матери своего крошечного сына Ивана. 3 декабря Настя умерла. Урна с ее прахом захоронена в Москве, на Троекуровском кладбище. Маленький Ваня будет скорее всего расти между Россией и Америкой, где живет Настина мама. А Константин Хабенский - очень скромно, избегая чрезмерного любопытства, - начал появляться на публике.
Недавно его - Александра Колчака из фильма "Адмиралъ" - награждали национальной кинематографической премией "Золотой орел". И вот теперь Хабенский - снова полковник Алексей Турбин, и на погоны ему сыплется "снег" из-под колосников. С тоскливой безнадежностью вращает он гимназическую копию Земли, словно земля с маленькой буквы горит у него под ногами, будто хочет спросить обреченный офицер: а другого глобуса у вас нет? И поднимает Турбин бокал: "За встречу, господа!" И погибает - как сказано в пьесе Булгакова...
Трагические роли Константина Хабенского - можно ли сегодня, задним числом, расценивать их как пророчество его собственной судьбы? Нет смысла думать об этом. Да и стыдно нагнетать спекулятивную мрачность там, где горя хватает без журналистских домыслов.
Главное - истосковавшиеся поклонники Хабенского пришли в МХТ и устроили ему настоящий праздник. Актеров приветствовали стоя не только партер с амфитеатром, но и бельэтаж с балконом. Цветов на поклонах было столько, что Хабенскому пришлось поддерживать благоуханные "снопы" подбородком... Верный друг и партнер по сцене Михаил Пореченков (в "Белой гвардии" - Мышлаевский) помогал собирать букетный урожай, а сам Хабенский одними губами шептал: "Спасибо... Спасибо...". Он выдержал это испытание - впервые после трагедии, всеставшей общим достоянием, выйти к живому зрителю, попасть под огонь взглядов. И зритель его не подвел.
Вообще-то такова давняя российская, казалось, уже забытая традиция отношений между талантами и поклонниками. Доброта, великодушие и самоотверженная преданность публики всегда были гарантированы кумиру. Если только кумир - настоящий.
Вслед за "Белой гвардией" подлинный кумир Константин Хабенский восстановил свои права на Клавдия в "Гамлете". А в среду в МХТ наконец-то возобновляются репетиции "Трехгрошовой оперы". Ставит Кирилл Серебренников. Премьеру, даст Бог, надо ожидать в мае. Хабенскому досталась роль лихого бандита Мэкки-Ножа, но без капли трагизма и здесь, наверное, не обойдется...