Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Четверых боевиков ВСУ осудили на сроки до 16 лет за преступления в Курской области
Мир
В МИД РФ указали на глубину падения ЕС из-за угроз политикам посещать Москву 9 Мая
Армия
Экипаж Су-34 ВКС РФ ударил по пункту временной дислокации подразделения ВСУ
Общество
Синоптик спрогнозировал экстремальную жару в Москве до 23 апреля
Происшествия
Два человека пострадали в ДТП с грузовиками и легковушкой в Тверской области
Армия
ВСУ за сутки потеряли более 160 боевиков на курском направлении
Экономика
Мосбиржа возобновила торги на срочном рынке
Политика
Путин примет участие в ПМЭФ-2025
Общество
Путин выразил соболезнования в связи со смертью скульптора Церетели
Мир
В МИД сообщили об учете Россией агрессивного военного планирования НАТО
Мир
На Украине сообщили об участии своего кардинала в выборах папы римского
Происшествия
Сотрудник зоопарка в Мариуполе погиб после нападения тигра
Общество
Цискаридзе назвал смерть скульптора Церетели печальной вестью
Мир
Трамп пообещал сообщить о плане по Украине в ближайшие три дня
Общество
Зураба Церетели похоронят в Грузии
Авто
За прошедшие сутки в России произошло 289 ДТП
Мир
Иран готов сделать ядерную программу более прозрачной на своих условиях

Эротика без возраста

Пети не любит юбилеев и не устает это повторять. "Отвратительно, когда в моем возрасте говорят: "Ах, как ты хорошо выглядишь", - жалуется он журналистам. Однако маэстро лукавит. Выглядит он действительно отменно - моложав, подтянут и потрясающе деятелен. Россиянам повезло - деятельность Пети зачастую направлена в нашу сторону...
0
У Пети много любимцев в России, один из них -- Николай Цискаридзе (фото: Игорь Захаркин)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Пети не любит юбилеев и не устает это повторять. "Отвратительно, когда в моем возрасте говорят: "Ах, как ты хорошо выглядишь", - жалуется он журналистам. Однако маэстро лукавит. Выглядит он действительно отменно - моложав, подтянут и потрясающе деятелен. Россиянам повезло - деятельность Пети зачастую направлена в нашу сторону...

Неукротимой энергией, целеустремленностью и преданностью танцу мэтр отличался с детства. В девять лет он пригрозил отцу, что уйдет из дома, если тот не отдаст его в балет. Поступив в балетную школу, Пети, по собственным словам, работал как каторжный. Днем учился танцу, вечером выступал в театральной массовке, домой возвращался за полночь, а рано утром шагал на общеобразовательные уроки. По окончании танцевального курса юный трудоголик не удовлетворился местом в кордебалете Парижской оперы и организовал собственную труппу. Его первым крупным успехом стал балет "Комедианты" на музыку Анри Соге, поставленный в 1945 году в Театре Елисейских Полей.

Мелодия из этого балета вошла в репертуар Эдит Пиаф, и о Пети заговорили. Затем последовала композиция "Юноша и смерть", сделанная в содружестве с дягилевским любимцем Жаном Кокто. Урбанистический триллер, где к бедному художнику является смерть в облике нагловатой проститутки, принес Пети мировую славу и определил слагаемые многолетнего успеха - умение в нескольких жестах рассказать историю и безошибочно выбрать мелодичную, но не ширпотребную музыку.

Кроме того, его балеты, что называется, не грузят, даже если их герои кончают самоубийством или идут на эшафот. Они легкие, обаятельные, элегантные и абсолютно раскованные. То, что в обыденном мире принято называть извращениями, для Пети совершенно естественно. Мир многогранен, внушает маэстро, и, если ты молод, надо вкусить его соблазны. Причем молодость, согласно Пети, не ограничивается возрастными рамками от 20 до 40. Пока человек живет с удовольствием - старость ему не страшна.

Родина высоко оценила жизнелюбивые концепции маэстро. Пети - обладатель многочисленных наград Франции, в том числе ордена Почетного легиона и Национальной премии в области литературы и искусства. Наше отечество тоже почтило мэтра. Он стал первым иностранцем, удостоенным Государственной премии России. Так была отмечена постановка "Пиковой дамы" в Большом театре. И пусть спектакль не принадлежит к числу творческих удач хореографа, в общем и целом решение российского руководства не вызывает возражений. Ибо Россия и русские - отдельная тема в жизни Ролана Пети. Своим русским педагогам - Борису Князеву и Ольге Преображенской он по сей день благодарен за танцевальную науку и интерес к русской культуре. Хотя поначалу посеянные ими зерна прорастали с трудом.

Маэстро, например, очень хотел поставить в России спектакль о Маяковском, причем сам собирался танцевать главную роль. В оформлении балета было много красных флагов, и Пети надеялся, что советских чиновников сей факт проймет. Однако министр культуры Фурцева сказала - как отрезала: "Мы сыты этой историей", - и попросила идеологически выдержанный (бедная цыганка - богатые негодяи) "Собор Парижской Богоматери". "Собор..." Пети поставил для ленинградского Кировского балета. А привет от эпатажника Маяковского все же передал, явившись в Москву наголо обритым и в длиннополой енотовой шубе. Приглашение хореографу выхлопотал поэт-коммунист Луи Арагон, свояк музы Маяковского Лили Брик. Результатом этого визита стал балет "Гибель розы", поставленный Пети для Майи Плисецкой.

В первой части под названием "Сад наслаждений" танцевали две лесбиянки, два гея и одна пара традиционной ориентации. В третьей Плисецкая имела дело с шестью мужчинами в облегающих комбинезонах, на которых модельер Ив Сен-Лоран кисточкой прописал все анатомические подробности. Московские зрители благодаря стараниям Майи Михайловны увидели самую целомудренную среднюю часть - дуэт Юноши и Розы. Однако и она поразила публику невиданным доселе эротизмом.

В постперестроечное время Пети в России пошел на ура. Он перенес на сцену Мариинского театра "Юношу и смерть" и "Кармен". Кроме "Пиковой дамы" поставил в Большом абстрактную "Пассакалию" и "Собор...", а в канун своего 80-летия привез в Москву биографический спектакль "Секреты балета. Ролан Пети рассказывает...".

Очевидцы не скоро забудут этот фейерверк. Маэстро вдохновенно, почти не заглядывая в шпаргалку, повествовал о своей жизни и о встречах с великими людьми. В паузах между разговорами скользил по сцене, успевая расставить реквизит, дать знак осветителям поменять картинку и выманить из-за кулис якобы стесняющегося танцовщика. Под занавес юбиляр зажигательно отплясал рок-н-ролл и окончательно дал понять, что время над ним не властно.

85-летний юбилей Пети Москва отметила загодя - в ноябре 2008 года. Концерт в честь маэстро устроила мариинская прима и нынешняя муза хореографа Ульяна Лопаткина. Пети, простудившись, не приехал, прислав приветы и поцелуи от себя и своей супруги Зизи Жанмер. Тем не менее очень возможно, что в Россию, а точнее - в Петербург, он все-таки пожалует, причем в ближайшем будущем. Известие более чем приятное, ибо шесть лет назад маэстро рассорился с Мариинкой, обвинив тамошнее руководство в искажении костюмов, декораций и хореографии своих балетов. Однако, как рассказал в ноябрьском интервью "Известиям" директор Мариинского балета Юрий Фатеев, сейчас Пети открыт к общению, и театр уже в этом сезоне готов возобновить "Кармен" и "Юношу и смерть", а также поставить "Арлезианку" - еще один шедевр мэтра. Если эти планы осуществятся, Мариинка получит репертуарный хит, а зрители - море удовольствия.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир