Невидимая рука кризиса


Кризис капиталистического производства, свидетелями и участниками которого мы стали, является днем злорадного торжества для левых и днем посрамления для сторонников свободного рынка. На самом деле поводов для ликования немного. Гимн, описывающий крах капиталистической системы производства словами "Если гром великий грянет // Над сворой псов и палачей, // Для нас все так же солнце // Станет сиять огнем своих лучей", сильно приукрашивает реалии. Опыт показывает, что солнце делается черным для всех - в том числе и для певцов. Но совершенно не надо впадать в буйную левую радость, чтобы видеть, как при кризисе враз исчезают все поучения насчет благодетельного "laissez faire, laissez aller" (пусть все идет, как идет. - "Известия").
Учение Адама Смита о богатстве народов "Человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, и тщетно было бы ожидать ее только от их благоволения. Он скорее достигнет своей цели, если призовет себе в помощь их эгоизм... Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе", ибо человек "Преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения". Все это хорошо и прекрасно, покуда равнодействующая частных эгоизмов - она же невидимая рука рынка - выводит в плюс. Сапожник тачает сапоги, пирожник печет пироги, сапоги и пироги обмениваются на 1 сюртук или 20 аршин холста, богатство народов, направляемое невидимой рукой, растет, везде следы довольства и труда.
Во время кризиса, когда богатство народов рушится, сапожник и пирожник, а в еще большей степени - кузнец и слесарь остаются без работы, ибо некому сбывать плоды своих трудов, гораздо реже слышны похвалы невидимой руке, хотя она никуда не делась. Равнодействующая частных эгоизмов - она и есть равнодействующая, куда векторы сложились, туда и сложились, и случаются времена, когда все указанные Адамом Смитом предпосылки остаются в силе, богатство же народов не умножается, но идет в распыл. Невидимость сохраняется - без войны, чумы или землетрясения заводы, дороги, стройки обращаются в мерзость запустения, но это уже скорее невидимость в духе тютчевской "Mala aria" - "Незримо во всем разлитое, таинственное Зло", когда "Всё так же грудь твоя легко и сладко дышит, // Всё тот же теплый ветр верхи дерев колышет, // Всё тот же запах роз... и это всё есть Смерть!.." Охотников похвалять столь точно описанную поэтом невидимую руку кризиса находится немного, хотя это та же самая воспетая в веках невидимая рука рынка.
Но когда невидимая рука оборачивается когтистой лапой, возникает желание задуматься над тем, точно ли столь универсальны и всеобще применимы исходные адамосмитовские посылки "Мы обращаемся не к гуманности их, а к эгоизму и всегда говорим не о наших нуждах, но лишь об их выгодах. Никто, кроме нищего, не хочет зависеть в важнейших вопросах от благоволения своих сограждан". Для гордого человека звучит приятно, тем более что он гордо зарекается от сумы.
Жизнь, однако, многообразнее и особенность времен неблагоприятных как раз в том, что люди начинают очень сильно зависеть - причем в тех самых важнейших вопросах - от благоволения своих сограждан. Без такого благоволения, именуемого также общественной солидарностью, война или кризис кончаются общей катастрофой, тогда как наличие солидарных чувств и даже - страшно сказать - коллективизма помогает как-то выстоять. Один знаменитый соотечественник А. Смита заметил: "Демократия - неплохой способ для решения несложных проблем", к невидимой руке рынка это также относится. Весьма неплохой способ, покуда дело не пошло вразнос.
В рамках же национальной солидарности от чистоты рыночных принципов остается немного. Например, протекционизм делается неизбежным в силу солидарного осознания "свой своему поневоле брат". Да, заграница может доставить ряд товаров более дешевых и лучшего качества, но заграница не обещала (да она и не обязана) кормить наших безработных и поддерживать нашу внутреннюю покупательную способность. Это к вопросу о пошлинах и поддержке своего производителя, где без вполне видимой руки не обойтись.
К новому году остается пожелать "Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет". Применительно к нашей стране - дай же ты, Господи, нам общественной солидарности, без которой из-под завалов не вылезти.