Галина Волчек: "Финансовый кризис меня не страшит"


19 декабря отмечает юбилей Галина Борисовна Волчек - женское лицо русского театра, едва ли не самое прекрасное его лицо. Тонкая, искренняя, душевная Волчек всей своей жизнью доказывает: матриархат в театральном деле возможен и плодотворен. Сегодня "ГБ" (так любовно называет ее труппа) нет в России. Она предусмотрительно скрылась от гостей и поздравлений, успев однако же перед отъездом встретиться с заместителем главного редактора "Известий".
Грехи, Израиль и зеленые волосы
вопрос: Что это все взяли моду уезжать из Москвы на свои юбилеи?
ответ: А кто первым начал, вспомни.
в: Копирайт за вами?
о: За мной. Я первая это сделала, когда грянула уже роковая цифра...
в: Сколько лет назад - пять, десять?
о: Пять. До того как-то терпела. Но тут такая цифра... Вообще цифры - это кошмар.
в: Числа.
о: Числа, цифры. Потому что внутри-то мы живем поперек этим числам, а оно тебе - бемц по голове...
в: Далеко ли вы отбываете?
о: Для меня, как для героини "Трех товарищей", осень - кошмарная пора. При больных легких и бронхах, холод, сырость - это ужасно. Слышишь, голос пропадает...
в: Может, вам пора уже наконец бросить курить?
о: Не могу. Это единственная, как тебе сказать, расслабуха, которую я себе позволяю.
в: Но это же дикость!
о: Да, ужас.
в: Ну кто сейчас курит?!
о: Никто не курит.
в: Абсолютно маргинальная привычка.
о: Да я знаю, знаю. Но не могу, просто не могу.
в: Вы хоть пытались?
о: Нет, потому что я точно знаю, что себе навру. Прошу у Господа Бога прощения за этот грех - у меня других, таких вот вредных нет. Лучше бы выпивала, и это приносило бы мне какое-то освобождение, расслабление...
в: Если нет других грехов, то лет через сто - даст Бог, не раньше - отправитесь прямо в рай. Причем это будет первый человек в раю с сигаретой в зубах.
о: Думаю, до такого дело не дойдет.
в: Где вы намерены дышать теплым воздухом?
о: В Эмиратах. Еще был выбор - Израиль, но туда я недавно ездила. И потом там такое количество всяких знакомых, опять будет большая тусовка. Не хочу.
в: Конечно, в Израиле вы будете все время на виду. Национальное достояние.
о: Не буду лукавить, это приятно. Дело не в национальном признаке. Однажды сели выпить кофе прямо на улице. Пробежала какая-то девушка - беленькая, курносенькая - мимо. Я даже не поймала ее взгляда. А она вернулась, положила мне три розочки на стол и что-то сказала. Такие вещи я не пропускаю, они мне очень дороги. Меня узнавать начали давно. Говорили: "Ой, это вы снимались с зелеными волосами в "Русалочке"?" Кроме бешенства и раздражения, у меня это ничего не вызывало. Мой роман с кино не состоялся - никак. А когда стали признавать и улыбаться в связи с театром, это, безусловно, очень приятно. Правда, сын Денис всегда это разрушает. Кто-то подходит ко мне, говорит добрые слова в адрес "Современника", а он стоит рядом и тихо бормочет: "Осенний марафон", "Осенний марафон". Издевается надо мной страшно...
Сталин и молодежь
в: Александр Филиппенко рассказывает о каких-то удивительных репетициях: Роман Виктюк ставит пьесу Валентина Гафта про Сталина. Причем главного героя играет сам Гафт, а всех остальных - включая уже надоевшего, я думаю, вождю Эдварда Радзинского - приглашенный Филиппенко. За последние несколько сезонов это второй спектакль о Сталине в "Современнике". Как сие трактовать? Над чем посмеешься, тому и послужишь?
о: Нет, нет. Фигура Сталина в "Современнике" симпатий не вызывает.
в: Это спорный вопрос. У меня Игорь Кваша в "Полете черной ласточки", то есть не Кваша, а его герой, вызывал и симпатию, и жалость. Потому что это не обезличенная страшная сила, как в "Крутом маршруте", но живой человек.
в: У Игоря была мечта - сыграть Сталина. Потому что он его ненавидит и хотел как бы расправиться с ним на сцене. Я не могла отказать ему в этом порыве. Гафта я честно отговаривала: "Валя, не надо. Ну зачем? У нас уже есть один... Что тебя одолевает?" Я всегда говорила, что над ним что-то сатанинское веет, точнее, борются в нем божественное и сатанинское...
о: А поле битвы - душа Валентина Гафта. Понятно.
в: Я стояла на одном - чтобы на сцене не было реальной фигуры Сталина. Валя понял и принял это. А потом и Виктюк предложил ему именно такой - небытовой, фарсовый ход. На афише будет название: "Сон Гафта, пересказанный Виктюком". Не знаю, тактично ли выдавать содержание, но сюжет в том, что человеку по имени Коля приснился сон, будто он - Сталин. Отсюда идет вся раскрутка.
%%VYNOS1%%в: Еще один ближайший проект "Современника" - четыре юных режиссера, которым вы дали карт-бланш, и в январе они предъявят публике свои работы.
о: Да. Знаешь - ты наверняка знаешь, я позже других узнала, что в Москве - да и не только - человек, который любит ловить рыбу, может поехать не на водоем, а в какое-то цивилизованное место, в клуб. Тебе дадут хорошую удочку, посадят у бассейна, запустят туда пять рыбок, тобою же и отобранных. Денежки заплатишь - и уди на здоровье. Так вот, мы уже давно находимся в положении людей, которым запускают с бассейн одних и тех же рыбок да еще золотой красочкой их красят...
в: "Мы" - это худруки столичных театров?
о: Ну да. Вся моя жизнь - поиск молодого режиссера. А из пруда уже вынули всю мелочь.
в: Даже тритонов перевели...
о: Вот именно. Мне хотелось бы самой, без посредников найти нового режиссера, который будет интересен нам, нашему театру. Мы взяли четырех ребят из разных творческих мастерских РАТИ - трех мальчиков и девочку. Условие одно - чтобы заняты были только актеры "Современника". Мало того, никто этих актеров заранее не уговаривал. Это тоже входит в понятие будущего режиссера: попробуй заразить своей идеей не ровесника, а народного артиста. У всех четверых абсолютно равные условия, они в один день стартовали и вместе закончат. Им было сказано: "Вы имеете скуднейшее материальное вознаграждение". Каждый получает минимальную - даже не зарплату - стипендию. Выбирайте любую драматургию, но это должен быть не отрывок, а образ спектакля. Я сама в свое время поставила пьесу "Эшелон", где на сцене одновременно находятся как минимум восемнадцать человек, так вот я ее сделала у нас на пятом этаже, в комнате, и предъявила - просто, чтобы получить разрешение начинать работу на сцене. Так что все возможно.
в: Галина Борисовна, вы посмотрели "Рассказы Шукшина" у Жени Миронова?
о: Да.
в: И как вам?
о: Я не люблю рассуждать про коллег... Впечатления мои скорее хорошие. К счастью, порадовала Чулпан. В ней мера глубины больше, чем в остальных. То, что Женя Миронов - талантливый артист, мы знаем давно. Он вызывает уважение своим трудолюбием. Но сказать, что это лучшая его работа, я бы не могла.
Бахмина, Ельцина и деньги
в: Значит, мы с вами солидарны. Теперь от творческих вопросов - к прозе жизни. Угрожает ли "Современнику" финансовый кризис?
%%VYNOS2%%о: Я настолько в этом деле тупая... Вот как я не разбираюсь в компьютере, в мобильном телефоне, и презираю себя за это... Еще до объявления новых трудностей меня беспокоили все эти вещи с тендерами. И я в обнимку с Марком Захаровым письма писала про то, что в сегодняшней ситуации, при быстротечности жизни на год вперед требовать смету на театральные постановки - значит, просто не понимать суть понятия "театр". Что касается кризиса, естественно, я думаю, не возникнет ли, не дай Господь, такая ситуация, при которой люди просто перестанут ходить в театр, потому что у них не будет денег на билеты. Но надеюсь, до этого не дойдет.
в: А вам лично угрожает финансовый кризис?
о: Понимаешь, мне очень нетрудно жить в этом плане, потому что я никогда не была богатой. Моими личными деньгами распоряжается помощница - Александра Михайловна. Я ей принесу зарплату, или премию, или надбавки какие-то. Потом говорю: дайте денег, у меня уже нет. А она мне: вы очень много истратили! Я ей начинаю отчет давать: была там-то, в парикмахерскую ходила, в аптеке купила то-то и то-то... Основные мои траты, к сожалению, на разные медицинские дела.
в: Вы слишком стильная женщина, чтобы я в это поверила. Небось, львиная доля заработков уходит на тряпки?
о: Не без того... Одежду "на выход" я сочиняю всегда. Это какая-то сублимация моей абсолютно не существующей личной жизни. Не отношения мужчин и женщин имеются в виду, а вообще - отсутствие личного пространства. Потому что я целыми днями вся тут, в театре, и только когда сочиняю себе что-нибудь эдакое, оказываюсь вдруг на другой территории.
в: Давно хочу поинтересоваться: ваша подпись в письме в защиту Светланы Бахминой - это что? Вы знакомились с материалами дела, изучали вопрос, знаете Бахмину лично?
о: Абсолютно нет. Мне даже некогда особенно газеты читать. И по телевизору новости не всегда успеваю посмотреть, приезжаю поздно. Но я много раз слышала эту фамилию в определенном контексте. Для меня женщина, которая не убийца, у которой двое детей и на подходе был третий... Есть такое пафосное понятие - русская душа. Россия обязательно должна с милосердием соединяться - в моем мозгу, во всяком случае. Для меня, если бы ее выпустили, это был бы акт абсолютного милосердия к человеку, к женщине. Политический акцент мне не интересен.
в: Вам это письмо Лия Ахеджакова принесла?
о: Нет. Нетактично говорить, кто мне его предложил подписать. Лия Меджидовна - другой персонаж, чем я, она более политически настроенная. Я - нет.
в: Знаю. Вам людей жалко.
о: Мне людей жалко. Я могу ехать, увидеть на обочине голодного ребенка, просящего милостыню, и на следующий день принести ему еду, которую он мне в лицо бросит.
в: Правильно. Его родителям еда не нужна, они более чем сыты... А вы готовы встать на защиту других беременных и многодетных женщин, находящихся в местах заключения? Так сказать, безымянных. Не связанных с громкими скандалами.
о: Я как раз наивно, быть может, надеюсь на лучшее - на то, что прецедент с Бахминой помог бы и остальным...
в: К вам в театр Владимир Владимирович Путин заезжает периодически.
о: Он был у нас два раза. На "Горе от ума" и еще "Грозу" видел.
в: А Дмитрий Медведев за последние годы бывал в "Современнике"?
о: По-моему, нет.
в: Если бы пришел, вы обратились бы к нему напрямую с просьбой освободить Бахмину? На его ведь имя письмо подписали...
о: Во-первых, когда люди приходят к нам театр, кто бы они ни были, я не использую это для личных просьб. Что я посчитала нужным, то уже сделала. Правозащитником - или как это называется? - я себя не считаю. То, что я чувствовала, я воплотила в "Крутом маршруте".
в: С Наиной Ельциной вы по-прежнему дружите?
о: Да. У нас с Наиной Иосифовной очень дружеские отношения. Она мне тут позвонила, спросила, не знаю ли я, как найти Алексея Баталова, потому что он тоже смылся со своего юбилея. Я пообещала ей выяснить его мобильный телефон. И она в связи с этим мне рассказала, как она его любит, уважает. Раньше они не были знакомы. И в предыдущий его юбилей - она говорит - ей так хотелось его поздравить. Вечером, примерно в полдесятого ей узнали его адрес. Она думает: просто поднимусь, букет отдам и скажу: не могла до вас дозвониться, я вас поздравляю. Так и сделала. Естественно, когда Леша в дверях увидел Наину Иосифовну, он пригласил ее в дом... Этот импульс человеческий - для нее абсолютно естественное дело. Она ходила с пирожками к Марине Алексеевне Ладыниной, которая никому уже не была нужна, к Лидии Смирновой. Только потому, что она такой жалостливый человек. Она очень славная...
Весь мир и коньки впридачу
в: Знаю, что вы дружите и с Татьяной Тарасовой. Только из-за нее у вас вызывают интерес все эти "ледниковые периоды"?
о: Не только. Объясняю. Я кого-то очень удивила недавно. Мне сказали: "Вы?! Болеете за футбол?!" Я говорю: да! Если у меня есть время. Конечно, я не фанатка, чтобы бросить дело и на футбол пойти. Но мне безумно интересна та абсолютная правда, которая рождается на моих глазах.
в: При том, что бывают купленные матчи, спортсмены с допингом...
о: Все знаю, все слышала, но тем не менее. В футболе, между прочим, очень видно, когда матч купленный. Я говорю про другое... Вот недавно Аршавин забил какой-то фантастический гол на моих глазах. Кто его покупал?! Я видела это сама - как он в невероятной ситуации обошел кого-то и забил красивейший, потрясающий гол.
Я много раз говорила с Константином Ивановичем Бесковым. Казалось бы, господи - где театр, где футбол. Но мне интересно было понять командное мышление, командные связи. Невероятно много общего в таких вроде бы разных вещах. Потому что человек, он и есть человек - с двумя ноздрями, двумя ушами... Как совместить ощущение себя в команде и собственные амбиции? Мы с Бесковым отдыхали как-то в одном санатории в Кисловодске, и я его просто осаждала вопросами.
в: "Ледниковый период" - не совсем спорт. Я про другое спрашиваю. Только что заглядывала в ваш кабинет Алена Бабенко, теперь актриса "Современника"...
о: Вот-вот. Алена не умела стоять на коньках. Ну что, она будет меня обманывать? Я ее пытала: Ален, ты хоть чуть-чуть раньше каталась? Она говорит: я вообще не умела. И когда я своими глазами вижу этот путь пройденный, он меня потрясает. Я от этого получаю кайф. То же самое было с Чулпан Хаматовой. Кто-то пустил ужасающую сплетню, будто Чулпан чуть ли не разряд имела по фигурному катанию. Да ничего подобного! Каталась во дворе в Казани, и что?
в: Вы худрук. Пришла в труппу Алена. Играет пока только в "Трех сестрах", но ведь будет и что-то еще. А коньки - дело опасное. Ба-бах - и все. Сломал, разбил, трещина...
о: Ужас! Когда Чулпан в этом участвовала, я больше волновалась, чем ее мама. Потому что знаю, что у нее больная спина. Упадет, сломает это или разобьет то... Бог спас.
в: Без подобных шоу можно обойтись.
о: Да. Вот Марина Александрова отказалась. Обойтись можно, но это доставляет им огромную радость.
в: И вы готовы рисковать репертуаром? Сломанная нога - это несколько месяцев вне театра.
о: Знаю. Сама была в этом положении в прошлом году. Причем без всяких коньков.
в: Кстати, вы-то катались когда-нибудь?
о: Нет. Я абсолютно не спортивная сама.
в: Потому так уважаете спортсменов?
о: Уважаю - не то слово. Восхищаюсь некоторыми. Как любым проявлением таланта. Зидан - ведь это же фантастика! Ни один голливудский артист мне никогда так не нравился, не вызывал таких эмоций...
в: Напоследок хотелось бы поговорить о вашей новой редакции "Трех сестер". Изумительная, по-моему, работа...
о: Спасибо, Ленуся! Тем более что наши "Три сестры" - не модные. Слово это по отношению к театру ненавижу. "Модный проект" - бр-р-р...
в: Какая разница, если на спектакль, я уверена, невозможно попасть.
о: Тьфу-тьфу-тьфу. Так и есть. Просто меня задевает любая несправедливость. Даже не касающаяся меня или "Современника". Но и касающаяся - тоже. Иногда открываю какую-нибудь театральную афишу, вижу там все театры - и подвальные, и чердачные, а "Современника" нет. Я точно знаю - это не просто так. Там сидит человек с позицией: "Это мы не рекламируем. Это отстой". Всё. За долгие годы я настолько привыкла к этой горечи, так что она вроде уже и не горечь...
в: Подождите, Галина Борисовна. Нет таких театров, а равно и таких людей, которых любили бы все поголовно. Публика в "Современник" валом валит. Журналистов, хорошо к вам относящихся, вполне хватает.
о: Ну, конечно, мне много не надо, я всегда это говорю. Что есть - и слава богу. Просто понимаешь, театр не должен становиться предметом моды. Это же не голые пупки, которые стали модными, и давайте все оголять животы. Те, кто объявляет моду на театр, не вызывают у меня ни любви, ни понимания. Почему они меня никогда до печенок не достанут? Бог дал, что мне создают баланс люди, которые приходят в театр. Вот с ними у меня взаимная любовь.
в: А я как раз и хотела побеседовать с вами о любви. В этой новой - третьей - редакции спектакля я впервые почувствовала вашу жесткость по отношению к трем сестрам. Впервые так жалко было мужиков - и Тузенбаха, которого явно Ирина погубила, и Кулыгина, которому изменить - все равно что ребенка обидеть... Помню ваш потрясающий "Пигмалион", где было очень много мужской тирании - тирании любви в том числе...
о: И в моем первом спектакле - "Двое на качелях" - тоже.
в: Вы всегда находились на женской стороне баррикад. А из "Трех сестер" теперь следует, что мы иногда бываем очень и очень виноваты.
о: Конечно.
в: И что мы порой сильнее.
о: Безусловно.
в: И нам следует быть осторожнее, чтобы не погубить случайно человека, который рядом.
о: Согласна.
в: У вас произошел некий мировоззренческий поворот? С чем связанный?
о: Не с какой-то моей личной историей, как ты понимаешь, а, наверное, с переосмыслением всего. Жизнь поменялась, люди за окном - тоже... Многих узнала, многих по-новому увидела.
в: Раньше вы всегда сестер оправдывали. Мы спорили с вами, и вы говорили: не смотри на текст, смотри на людей. Впервые я плюнула на текст, смотрю на людей и вижу: батюшки, что же эти бабы наворотили... Сколько мужских судеб переломали. А сами, между прочим, в порядке.
о: В каком же таком они порядке?
в: Жизнью они не заплатили, во всяком случае. Так вы теперь на стороне мужчин?
о: Не то, чтобы на стороне... Это скорее заслуга Антона Павловича Чехова, не моя. Такой автор - бездонный. Его всякий раз можно по-новому открывать. Не знаю, может, я помучаюсь, помучаюсь, и опять Чехова поставлю. И "Чайку" хочу, и "Дядю Ваню". Все наладим, дай Бог, тогда...