Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Четверых боевиков ВСУ осудили на сроки до 16 лет за преступления в Курской области
Мир
В МИД РФ указали на глубину падения ЕС из-за угроз политикам посещать Москву 9 Мая
Армия
Экипаж Су-34 ВКС РФ ударил по пункту временной дислокации подразделения ВСУ
Общество
Синоптик спрогнозировал экстремальную жару в Москве до 23 апреля
Происшествия
Два человека пострадали в ДТП с грузовиками и легковушкой в Тверской области
Армия
ВСУ за сутки потеряли более 160 боевиков на курском направлении
Экономика
Мосбиржа возобновила торги на срочном рынке
Политика
Путин примет участие в ПМЭФ-2025
Общество
Путин выразил соболезнования в связи со смертью скульптора Церетели
Мир
В МИД сообщили об учете Россией агрессивного военного планирования НАТО
Мир
На Украине сообщили об участии своего кардинала в выборах папы римского
Происшествия
Сотрудник зоопарка в Мариуполе погиб после нападения тигра
Общество
Цискаридзе назвал смерть скульптора Церетели печальной вестью
Мир
Трамп пообещал сообщить о плане по Украине в ближайшие три дня
Общество
Зураба Церетели похоронят в Грузии
Авто
За прошедшие сутки в России произошло 289 ДТП
Мир
Иран готов сделать ядерную программу более прозрачной на своих условиях

"Боже, как мне дуло между ног!"

Коллекция Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина (ГЦТМ) пополнилась 12 сценическими костюмами Николая Цискаридзе. По этому поводу музейщики устроили презентацию, на которой премьер Большого театра лично представил свой дар
0
Николай Цискаридзе подарил Бахрушинке свой сценический гардероб (фото: Игорь Захаркин/"Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Коллекция Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина (ГЦТМ) пополнилась 12 сценическими костюмами Николая Цискаридзе. По этому поводу музейщики устроили презентацию, на которой премьер Большого театра лично представил свой дар.

На обозрение были вынесены костюмы Меркуцио и Трубадура ("Ромео и Джульетта" в постановках Юрия Григоровича и Леонида Лавровского), Принца ("Щелкунчик"), Паганини ("Паганини"), Конферансье ("Золотой век"), Короля ("Лебединое озеро" в постановке Владимира Васильева) и Джеймса ("Сильфида").

Благородный жест артиста совпал с памятной датой в истории ГЦТМ. 95 лет назад, 25 ноября 1913 года, московский промышленник и меценат Алексей Бахрушин преподнес Российской Академии наук свою музейную коллекцию и усадьбу. При этом им были сказаны знаменательные слова: "Когда собрание мое достигло пределов, при которых распоряжаться его материалами я уже не счел себя вправе, я задумался над вопросом: не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу этого народа?". Сегодня в фондах музея более 1,5 миллиона экспонатов: эскизы костюмов и декораций, фотографии и портреты, сценические костюмы великих актеров, программы и афиши спектаклей, редкие издания по театральному искусству, аудио- и видеозаписи, предметы декоративно-прикладного искусства. Современные промышленники пока не одаривают ГЦТМ домами и коллекциями. Тем приятнее, по словам музейщиков, отдельные частные дары.

Николая Цискаридзе бахрушинцы любят. Артист никогда не отказывается выступить в их совместных с "Обществом друзей Большого театра" проектах. Для многих посетителей ГЦТМ, а большинство из них пенсионеры, это единственная возможность увидеть любимого артиста, что называется, живьем. Билеты на подобные мероприятия стоят не дороже 100 рублей. Николай тоже любит свою аудиторию. Ради нее танцовщик даже готов пожертвовать гламурными мероприятиями, до которых большой охотник. В частности, торопясь в Бахрушинку, артист сократил свое присутствие на церемонии вручения премии МТV.

Впрочем, дар шоумена премьер в полной мере проявил и в музее. Его умению неукоснительно придерживаться генеральной темы, могли бы позавидовать асы отечественных ток-шоу. Тема на сей раз звучала так: "Гениальному артисту всегда трудно. Несть числа завистникам. Но при прежнем руководстве Большого театра работать было еще можно, а при нынешнем все стало из рук вон плохо". Сентенциями по этому поводу гость сопровождал вынос каждого костюма. И, как всегда, афоризмы Николая были столь искрометны, что пересказывать их не имеет смысла. Лучше дать слово автору:

О "Ромео и Джульетте":

Перед началом репетиций Поклитару с Доннелланом (постановщики последнего "Ромео..." БТ. - "Известия") пригласили меня на собеседование. Я им сказал: готов подарить вам идею. Можно сыграть спектакль, как было принято у Шекспира, - с одними мужчинами. Я хотел бы станцевать Джульетту и леди Капулетти... Они были глупы, и не воспользовались моим советом.

О "Сильфиде":

Не принимаю версию Кобборга, которая сейчас идет в Большом театре. В коричневых тонах она выглядит чудовищно. Складывается ощущение, что действие происходит в мусорном ящике. В предыдущей постановке была настоящая сказка. В том спектакле я впервые надел килт (шотландская юбка. - "Известия"). На репетиции я носил его поверх трико, а на спектакль впервые разделся, как положено. Боже, как мне дуло между ног! Я тогда вспомнил фразу из "В джазе только девушки": и как они не умирают от гриппа...

О "Паганини":

Мне был 21 год, и у меня была одна задача - связать ноги с музыкой и не умереть. Этот 30-минутный балет никто не мог дотанцевать до конца, но я на нем выплыл. Когда случилась "Пиковая дама", а там я выдрючивался 50 минут, уже было легче. В "Паганини" была одна сцена, где героя окружали скрипачи. Они ненавидели его за то, что он гениальный, а они нет. Этакая мишура, которая что-то визжит. Очень близкая мне ситуация.

О "Золотом веке":

Мне нравилось, что мой Конферансье - порочный персонаж. Не красный, не белый - словом, непотопляемый. Григорович разрешал мне то, о чем другие и просить боялись. Однажды я наклеил ресницы и сделал красные ногти. После спектакля он подошел ко мне, по плечу похлопал и сказал: смелый... А люди надеялись, что он меня прижучит.

О "Светлом ручье":

По роли я переодевался в женщину - надевал пуанты и тюник. Тюль создавал сопротивление, а все остальное было весело. У девочек не профессия, а выходной день - так удобно и легко крутиться на пальцах. Другим мальчикам было больно, а мне хоть бы что. Со спектакля меня сняли, потому что в балетах нашего худрука нельзя так хорошо танцевать.

О внешнем виде артиста:

Когда примеряю костюм, всегда смотрю, как сделана талия. Нет талии - нет Цискаридзе. У меня талия 66 см. В театре никто не может влезть в мои костюмы. Внешний вид для артиста - 95 процентов успеха. На великих костюм всегда сидел безупречно. А сейчас, чем человек меньше ростом, корявее и уродливее, тем лучше.

О костюмах:

Я видел, как нехорошо обращаются с костюмами в Большом театре. Помню, как один из начальников смотрел на фамилию владельца и определял: этот костюм - в Бахрушинку, этот - в расход. Вот я и подумал: чтобы меня не пустили в расход, лучше я сам принесу в музей свои костюмы.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир