Федералист


Глава правительства г. Москвы Ю.М. Лужков в начале этой недели успел побыть федералистом. Хотя и недолго - менее суток. Вечером в понедельник Ю.М. Лужков сообщил, что вопрос об упраздненных в 2004 г. всенародных выборах глав регионов "можно вернуть к рассмотрению снова". "Я был бы сторонником возвращения", - говорил Ю.М. Лужков. Но "на войне ситуация меняется с каждым мгновением". Во вторник, беседуя с главами регионов в Ижевске, президент РФ Д.А. Медведев сказал, что менять нынешнюю систему "нереалистично и недопустимо". "Если кого-то из глав регионов она не устраивает, то они должны понять, что они не являются частными лицами и могут подать заявление", - присовокупил Д.А. Медведев. Не услышать в том сдержанного рыка было бы затруднительно, и бывалый Ю.М. Лужков пояснил, что его "высказывания были неправильно истолкованы" и "сейчас не время говорить об этом".
Выступления в защиту федерализма и демократии ("Юрий Михайлович, вы сторонник демократии?" - "Я? Абсолютно") делают Ю.М. Лужкову честь, но назвать их основательно эшелонированными было бы трудно. Нынешняя практика идеальных выборов была, наряду с прочими регионами предсказуемого голосования, обкатана на московских местных выборах еще в 90-е годы - общефедеральная практика с некоторым лагом по времени лишь следовала московской. На что начальнику Москвы не преминули указать соратники по "Единой России", не питающие - как вдруг выяснилось - особых иллюзий по поводу столичной демократии.
Придворные нравы таковы, что наблюдать ряд волшебных изменений милого лица (и даже множества милых лиц) - дело обычное, тут дивиться нечему, но однодневный федерализм Ю.М. Лужкова привлек внимание к интересному парадоксу проведенной в 2004 г. реформы госуправления. Четыре года назад наиболее заслуживающим внимания казался тот довод в пользу реформы, который в ходе проработки Ю.М. Лужкова был снова повторен думским вице-спикером В.В. Володиным - "Используя принцип выборности, олигархические кланы и финансово-промышленные группировки проталкивали на посты глав субъектов своих представителей".
По состоянию на 2004 г. существовали регионы, где имелось что-то похожее на политическую конкуренцию, и регионы, где ничего отдаленно похожего не было. В последних действующий глава контролировал все и вся, и принцип выборности на деле означал принцип несменяемости. Какие-то персональные подвижки в таких регионах, какое-то размывание нераздельного слияния власти и собственности могли произойти лишь в результате внешнего воздействия. Иное дело, что как раз в тех регионах, где несменяемость была полной, она по итогам реформы полностью сохранилась, так что единственный довод в пользу реформы остался чисто теоретическим.
Тем не менее даже теоретическая возможность федерального вмешательства является нервирующей, и за восстановление прежнего порядка, надежно гарантирующего несменяемость, пока что смело выступили известные своей приверженностью политическому плюрализму М.Ш. Шаймиев, М.Г. Рахимов и Ю.М. Лужков.
Является ли нынешняя система оптимальной, можно спорить, но способ борьбы с ней, избранный названными демократами, описан еще классиками марксизма - "Аристократия размахивала нищенской сумой пролетариата как знаменем, чтобы повести за собою народ. Но всякий раз, когда он следовал за нею, он замечал на ее заду старые феодальные гербы и разбегался с громким и непочтительным хохотом". В случае с новыми федералистами зады и гербы те же, отчего и непочтительный эффект примерно тот же.