Хореограф Юрий Бурлака: "Политику Большого балета буду определять только я"


Балетная труппа Большого театра приступила к подготовке первой премьеры 233-го сезона. Вечер одноактных балетов, в который войдут новые постановки Алексея Ратманского и Юрия Бурлаки, зрители увидят в ноябре. С Юрием Бурлакой, который 1 января 2009 года сменит Ратманского на посту художественного руководителя Большого балета, встретилась обозреватель "Известий".
вопрос: Вы всегда радуете чем-то эксклюзивным. Но сейчас ставите в Большом Гран па из "Пахиты" - одноактовку, которая идет и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Учитывая вашу любовь к экспериментам, я думала, вы замахнетесь на утраченный многоактный оригинал...
ответ: Не думаю, что этот спектакль нужно возобновлять целиком. Конечно, зрелище было достаточно эффектным, но сюжет о потерянной цыганке, оказавшейся аристократкой, крайне запутан и сейчас вряд ли интересен. Что касается чисто танцевального большого классического па, то Мариус Петипа поставил его в 1881 году, включив в обновленную "Пахиту" для бенефиса Екатерины Вазем, одной из своих любимых балерин. Оно и будет положено в основу спектакля Большого театра. Хотя, конечно, балет будет не реконструкцией, а моей попыткой приблизиться к "Пахите" 1881 года.
в: Этот балет значился в планах БТ еще в 2000 году. Но тогдашний худрук театра Геннадий Рождественский счел музыку Минкуса слишком примитивной. Вас она не раздражает?
о: Рождественскому не нравилась и "Дочь фараона". Тем не менее она идет с огромным успехом. Я считаю, что музыка "Пахиты" вполне отвечает задачам, которые возлагались на нее в данном балете в данное время. Она хороша своей простотой, ясностью, наивностью, тесной спаянностью с хореографией. Для меня Пуни, Минкус и Дриго - великие мастера своего дела. Без них не состоялись бы как авторы балетов ни Чайковский, ни Глазунов.
в: В "Пахите" много ярких женских партий. Кому из балерин они достанутся?
о: Я рассчитываю на Надежду Грачеву, Светлану Захарову, Марию Александрову, Галину Степаненко... "Пахиту" не зря называли парадом драгоценностей. И не только потому, что балерины украшали бриллиантами свои прекрасные декольте. Каждая появлялась в самой выигрышной для себя вариации, что добавляло параду шарма. Думаю, так будет и на этот раз. Главная проблема вечера - развести ведущих мастеров на три балета. Потому что в программе заявлены еще и "Русские сезоны", которые ставит Алексей Ратманский, и "Симфония до мажор" Баланчина - сочинение не менее балеринское, чем "Пахита".
в: Одновременно с постановкой в Большом вы заняты в Челябинске - ставите спектакль с обязывающим названием "Золотой век русского императорского балета". Однако танцовщики там взбунтовались против нового худрука - Константина Уральского, и под угрозой - весь привнесенный им репертуар. Увидят ли уральцы вашу работу?
о: Думаю, да. В Челябинске идет нелегкий процесс наведения профессионального порядка. Люди, которые раньше работали, продолжают работать. Те, кто не работали, хотят и дальше не работать. Новому руководителю это, естественно, не нравится, и он пытается направить ситуацию в нормальное русло. Несмотря на все сложности, мы постараемся сделать вечер разнообразным и красивым. Покажем фрагменты из "Феи кукол", "Сильфиды", "Пробуждения Флоры", "Конька-Горбунка" и "Пахиты", причем "Пахита" будет иная, нежели в Большом. Я намеренно усложнил себе задачу - использовал другие документы, вплоть до разных партитур.
в: С января в балетном руководстве БТ образуется триумвират: вы - худрук, Юрий Григорович - балетмейстер, Алексей Ратманский - приглашенный балетмейстер. Художественную политику труппы будете определять вместе?
о: Художественной политикой буду заниматься только я. Большой театр уже определился с векторами развития. Это русская и западная классика ХIХ и ХХ веков, современные постановки. При всей моей любви к старинной хореографии я не собираюсь заполонять ею театр и намерен работать по всем этим направлениям. Что касается названных вами хореографов, то у каждого из них свои планы. У Алексея Ратманского есть замысел полновечернего спектакля по мотивам известного литературного произведения. Когда появится музыка, а она заказана специально к этому балету, можно будет вести более предметный разговор. Юрий Григорович сейчас занят постановкой "Каменного цветка" в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, и мне очень обидно, что этот спектакль ставится не в Большом. Но здесь у Юрия Николаевича также много работы. Его балеты составляют больше половины репертуара, и кому, как не здравствующему постановщику, поддерживать их на высоком уровне?
в: Одним из приоритетов Алексея Ратманского было выдвижение молодых танцовщиков. При этом страдали амбиции балерин и премьеров. Как вы собираетесь решать болезненную проблему обновления труппы?
о: Состав "Пахиты" уже показывает мое отношение к людям, много сделавшим для театра. Они задают высокую планку. Когда молодым удается к ней приблизиться, возможна естественная и полезная конкуренция. Хотя у нас и так достаточно спектаклей, в которых можно занять молодежь. Репертуар увеличивается с каждым годом. Кстати, с этим тоже нужно что-то делать. То, что труппе приходится работать на одной сцене, очень усложняет наши задачи.
в: Заняв должность худрука, вы будете что-то ставить в БТ?
о: В моих ближайших планах постановка "Эсмеральды" с костюмами по эскизам директора Императорских театров Ивана Всеволожского. Это будет мой взгляд на редакцию Мариуса Петипа 1899 года. Очень важна для Москвы личность Александра Горского, самого яркого балетмейстера за всю историю московского дореволюционного театра. К сожалению, от спектаклей Горского осталось мало, но собрать вечер из фрагментов его балетов можно. Кроме того, есть документы по балету "Кларинда" - сохранились музыка, запись хореографии по системе Степанова. Здесь нужны люди, интерес, усидчивость и время. Я также хочу, чтобы на доме, где жил балетмейстер и который сейчас переделали в здание Новой сцены БТ, появилась мемориальная доска, а в пространстве между Старой и Новой сценой - памятник Горскому.
в: Ваше руководство будет временем собирания камней?
о: Я надеюсь. Ничего плохого в этом не вижу. Долгое время Москва в силу своей избыточной щедрости разбрасывалась. А потом выяснялось, что зря.