От Кортеса остались башмаки


Любимец публики возмужал и, как говорят в России, заматерел. Не мальчик, но муж. Не принц фламенко, как он раньше себя называл, но король. Исчезли девичья смазливость и змеиная гибкость, зато появилась грубоватая мужественность стопроцентного мачо. Уникальная техника Кортеса изменений не претерпела. Его "сапатеадо" (каблучные вариации) по-прежнему поражают невероятной ритмической фантазией.
Будучи принцем, Кортес возил по миру костюмные шоу с обилием народа и нравоучительными сюжетами. Собственно, танца там было мало. Отчаявшаяся публика порой вопила: "Даешь фламенко!", и Кортес внял этим призывам. То, что делает Хоакин сегодня, можно назвать возвращением к старинному лирическому жанру opera flamenca. Его сольная программа под названием "Мое одиночество" - зрелище скорее интимное. С минимумом декораций, деликатным светом и шестнадцатью музыкантами.
Началось представление с акта творения. В призрачном луче прожектора, под печальное "канте гранде" возник обнаженный Хоакин, целомудренно прикрытый клубящимся дымом. В следующий момент заинтригованная публика увидела фламенкиста уже облаченным в джинсы. Три певицы окружили полуголого Кортеса, а он, спасаясь от холода, попытался закутаться в их широкие юбки. Обнаружив на полу белую рубашку, танцовщик к огорчению дам прикрыл наготу и приступил к главной теме вечера. Восемь сетов танца представили генеральные жанры фламенко - огненный булериас, искрящийся тангос и заводную самбру (не путать с болеро, танго и самбой). Все это Кортес отработал по полной программе и в финале - под перестук барабанов, ритмичное "халео" (хлопки в ладоши) и возгласы певцов - дошел-таки до "дуэнде". Так называется мощный всплеск энергетики, когда танцовщик не может остановиться, а публика впадает в транс. Зал реагировал криками "грацио!". Знатоки фламенко, которых в партере оказалось множество, требовали от танцовщика все новых и новых "фишек". Хоакин исполнял просьбы, а под занавес поблагодарил зрителей гортанным "спасибо!", более напоминавшим рык возбужденного зверя.
Единственное, чем разочаровал почитателей Кортес, так это малым количеством финальных поклонов. Уставший фламенкист принял несколько букетов, на зависть очереди поклонниц поговорил с длинноногой блондинкой, после чего приветственно взмахнул рукой и прикрыл за собой створки занавеса. Впрочем, те, кто не успел пообщаться с кумиром, могут утешиться походом в Театральный музей им. Бахрушина. Это почтенное заведение стало обладателем танцевальных башмаков артиста. Обычно фламенкисты с ними не расстаются, считая профессиональную обувь частицей собственного тела. Кортес нарушил традицию во имя любви к прекрасной даме. Свои башмаки он в порыве восторга преподнес Майе Плисецкой, станцевавшей с ним фламенко на своем юбилейном вечере, а она, в свою очередь, передала раритет в Театральный музей.