Вечно, всегда, неизменно


Майя Плисецкая и Родион Щедрин снова отмечают юбилей - на этот раз совместный. Ровно 50 лет назад, 2 октября 1958 года, они стали мужем и женой.
К тому времени 25-летний композитор уже прославился песней о монтажниках - не кочегарах и не плотниках - из кинофильма "Высота". "Победа", на которой он катал будущую супругу, была оплачена из киношных гонораров. На "Лебединые озера" и "Дон Кихоты" 32-летней балерины ломилась вся Москва. Оба были успешны и свободны. Их брачный союз, заключенный в итоге бурного скоротечного романа, был в известном смысле браком по расчету. Годы спустя в автобиографической книге Плисецкая написала: "Признаюсь, что это была моя инициатива. Щедрину не хотелось брачных официальных уз. Но мне интуиция подсказывала - власти меньше терзать меня будут, если замужем. На это не раз намекали. А Фурцева впрямую говорила - выходите замуж, вам веры будет больше. Даже квартиру новую обещали".
Квартиру действительно дали. "Если чуть разбежаться, то можно с лестничной площадки без труда вспрыгнуть на наше брачное ложе в спальне", - откомментировала Плисецкая приобретение, но веры больше не стало. Новоиспеченные супруги никак не хотели жить по стандартам пусть привилегированной, но все же советской семьи. Детей не рожали, зато фонтанировали проектами один смелее другого.
Щедрин, например, написал оперу "Не только любовь", в которой вступившая в бабье лето председательница колхоза возжелала молоденького агронома. Плисецкая вообще посягнула на святое - захотела эротический балет о героине испанского народа Кармен (так охарактеризовала персонаж новеллы Мериме министр Фурцева). Помог жене, разумеется, Щедрин. Стильную - исключительно струнные и ударные - транскрипцию оперы Бизе он написал за считанные дни. Балет в хореографии Альберто Алонсо балерина станцевала более 350 раз, и сегодня "Кармен-сюита" - одно из самых исполняемых музыкальных произведений.
Затем последовали еще три совместные работы. Немного, если учесть частоту появлений жен-муз в постановках некоторых режиссеров. Но вполне достаточно, если принимать во внимание нарастающий градус супружеской любви. Вот какие откровения поместил Щедрин на титульных листах своих партитур: "Анна Каренина" - Майе Плисецкой, неизменно; "Чайка" - Майе Плисецкой, всегда; "Дама с собачкой" - Майе Плисецкой, вечно.
После этого нетрудно понять, почему композитор именует себя "майеманом". Хотя и балерина с полным на то основанием может считать себя фанатом Щедрина. Она признается, что обожает, когда ее называют "мадам Щедрин", не пропускает ни одного концерта мужа и сопровождает его во всех поездках. Щедрин, в свою очередь, с готовностью принимает ее профессиональные советы, что и подтвердил в февральском интервью "Известиям": "Я верю ее музыкальному слуху. У меня есть Концерт для скрипки. О его последних четырнадцати тактах я говорю: "Это ты написала". "Нельзя это сочинение заканчивать тихо, - сказала Майя. - Нужен эффектный конец...".
Есть у этого творческого союза и масса других объединяющих факторов. Оба удивительно похожи - подтянутые, элегантные, легкие на подъем. Оба любят сельское уединение и по шесть месяцев в году проводят в своем литовском поместье на берегу озера, куда приплывает рыжий, под масть хозяев, лебедь. А еще Щедрин и Плисецкая - страстные болельщики. Спортивных журналистов хлебом не корми - дай вставить в материал искрометные комментарии супругов. В оценке футбольных баталий, как и в прочих суждениях, они проявляют редкое единодушие, но при этом каждый играет на своем поле. Щедрин со знанием дела судит о технической и морально-волевой подготовке игроков, а Плисецкая налегает на эстетическую сторону. В частности, с ее подачи мы оценили необыкновенный артистизм Зидана и балетные ноги Павлюченко...
День золотой свадьбы юбиляры встречают в Москве. Друзья-музыканты поздравят их большим концертом в Малом зале Московской консерватории. В афишу включены мировые премьеры Родиона Щедрина - "Лирические сцены", которые исполнит "Новый русский квартет", а также хоровые произведения - "Эпиграф графа Толстого к роману Анна Каренина" и "Царская кравчая" по мотивам русской хоровой оперы "Боярыня Морозова" (исполнители - Камерный хор Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина). Не обойдется вечер и без традиционного объяснения в любви. "Концертная сонатина. Посвящение Майе Плисецкой" - так называется сочинение, которое представит пианистка Екатерина Мечетина.