Под крылом самолета...


В витрине известинского музея (есть и такой) выставлена закупоренная консервная банка наподобие "Лосося". На ней надпись масляной краской - "Курильские острова Кунашир. Спецавиарейс "Известий" 1978", а в ней - вода Тихого океана. Банка прилетела в редакцию с Дальнего Востока. "Аэрофлот" предоставил тогда "Известиям" комфортабельный Як-40. Выездная редакция, возглавляемая знаменитым Егором Яковлевым, пролетела по маршруту Москва - Владивосток - Москва с посадками во всех крупнейших городах - от Тюмени до Южно-Сахалинска. Под крылом самолета проплыла вся страна с ее буднями, радостями и печалями...
Впрочем, на неделе с 18 по 24 августа особых событий не произошло. Застой - он и был застой. И все же отмечу две темы.
Шел скандально знаменитый шахматный матч Карпов-Корчной в Багио (Филиппины). Как раз на этой неделе состоялись 13-я и 14-я партии, победные для Карпова, счет стал 3:1 в его пользу. Была в этом противостоянии политическая составляющая: 27-летний талантливый и "правильный" Анатолий Карпов должен был за шахматной доской доказать преимущества советской системы 47-летнему "перебежчику" Виктору Корчному, в знак протеста против этой системы два года назад оставшемуся на Западе. Матч походил на детектив с привлечением психологов и магов. И случилось непредвиденное: Корчной сравнял счет - 5:5 (игра шла до шести побед, без учета ничьих). Все же в 32-й партии Карпов доказал "преимущества системы". Впоследствии его тренер - остроумный Михаил Таль сказал по этому поводу: "В Багио мы очень боялись, что, если Корчной выиграет матч, дома нас всех физически уничтожат". Черный юмор...
А еще "Известия" напечатали некролог. Умерла Вера Марецкая, великая актриса театра и кино, которая на сцене и экране сыграла роли невероятного диапазона - от проститутки Бетти Дорланж в спектакле "Школа неплательщиков" до "Члена правительства" (крестьянки Александры Соколовой) и "Сельской учительницы". Роли в этих двух фильмах принесли ей всемирную славу. Яркой и трагической жизни актрисы в официальном сухом некрологе не нашлось места. Подписи руководителей партии и правительства заняли чуть ли не больше строк, чем сам некролог. Прочитал - и почудилось мистическое. Будто и сама Вера Петровна пробежала чопорный список фамилий и бросила "подписантам" реплику своей героини Бетти: "Господа, совершенно не с кем жить"...
Вернемся, однако, на борт самолета. Вспоминает участница авиарейса Ирина Дементьева, одно из золотых перьев той поры:
- Полезная была командировка - и для газеты, и для журналистов. Мы вырвались из редакционного застоя, которым руководил Петр Федорович Алексеев, и отсылали в редакцию вполне приличные материалы. Они появлялись в газете каждый день - с 9 июля по 14 сентября. Бригада у нас была интересная и пестрая - Анатолий Ежелев, Олег Павлов, Валерий Гавричкин, Альянс Сабиров. Подлетали из редакции, меняя друг друга, Саша Васинский, Альберт Плутник, Владимир Буланов. По пути следования подсоединялись собкоры. В редакцию на колесах (точнее, на шасси) входила замечательная известинская машинистка Люся Плешакова. Что бы мы без нее делали! Незабываемое время! Властный Егор Яковлев бросал нас в самые неожиданные места. Мне, например, пришлось писать репортажи из Норильска и из Забайкальска на советско-китайской границе...
Как раз этот репортаж - "Станция на границе" - открывал публикации предпоследней недели августа 1978 года, позволившие читателям "Известий" увидеть под крылом самолета часть необъятной страны - от Забайкальска до Магадана.