Балерина Светлана Захарова: "Я сказала Владимиру Путину, что с японцами надо дружить"
- Статьи
- Культура
- Балерина Светлана Захарова: "Я сказала Владимиру Путину, что с японцами надо дружить"


27 июля Большой балет завершил гастрольный тур в Амстердаме, а вместе с ним и 232-й театральный сезон. Как повелось в престижных поездках БТ, на первых ролях была народная артистка России Светлана Захарова. Ей предоставили почетное право открыть гастроли в "Лебедином озере" и закрыть - в "Спартаке". С прима-балериной Большого театра встретилась обозреватель "Известий".
вопрос: До Амстердама в вашем летнем гастрольном списке были Токио и итальянская Равенна. Успеваете отличать один город от другого или гастроли - это работа и еще раз работа?
ответ: Гастроли - разумеется, прежде всего работа, но не только творческая. Все чаще приходится осваивать не балетные области. Например, в последний свой приезд в Японию я работала дипломатом - встречалась с высокопоставленными чиновниками, отвечающими в этой стране за культуру. О чем говорили? О наших культурных связях. О том, чтобы Новый национальный театр Токио смог познакомить со своими балетами российских зрителей. Тем более что в этой труппе есть очень интересные спектакли. Фрагмент одного из них - "Дамы с камелиями" - вы могли видеть в мае, на гала-концерте "Бенуа де ла данс". Танцевали наш Денис Матвиенко и японская балерина. Если все будет в порядке, осенью 2009 года москвичи увидят этот балет целиком.
в: Пикантная французская мелодрама в японском варианте? Очень любопытно...
о: Вы напрасно иронизируете. Во-первых, роль Маргариты Готье буду исполнять я. Во-вторых, постоянно бывая в Японии, я все больше убеждаюсь, что это страна огромных возможностей не только в сфере высоких технологий, но и искусства. Причем тех его отраслей, которые раньше считались традиционно европейскими. И, в частности, балета. В России достижения японцев в этой сфере почти неизвестны. Они в лучшем случае приезжают к нам с национальными театрами и музыкальными коллективами, да и то редко. И я рада, что свою озабоченность по этому поводу мне удалось донести до нашего премьер-министра.
в: Владимир Путин заинтересовался японским балетом?
о: Я рассказала ему о своих японских впечатлениях. Он спросил, что это за театр, и я ответила, что это первый государственный балетный театр в Японии, что там отличный классический балет и нам надо дружить. Но речь, разумеется, шла не только о Японии. Дело было во время встречи премьер-министра с однопартийцами из "Единой России". Я говорила о развитии сети Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина, о проблемах региональных библиотек, о необходимости предоставления президентских и правительственных грантов провинциальным театрам, оркестрам и учебным заведениям, о повышении зарплаты работникам культуры, о восстановлении детских домов творчества... Словом, затронула весь спектр проблем, которыми занимаюсь как депутат Государственной думы.
в: Один наш читатель интересуется, посещаете ли вы заседания Госдумы. Пишет, что, как ни включит трансляцию из этого учреждения, - вас там нет.
о: Наверное, ваш уважаемый читатель не очень внимательно смотрит на экран. Если я не на гастролях, то в Думе бываю постоянно - и на общих заседаниях, и на заседаниях комитета по культуре. Никаких поблажек мне не делают. Как и все мои коллеги, решаю вопросы, отвечаю на письма, занимаюсь текущей работой.
в: Тогда поразительно, как вам удается везде поспевать. Вы ведь сейчас повсюду - в Токио, Милане, Москве. Администрация БТ любит называть вас лицом Большого театра. А сами вы чьим "лицом" себя считаете?
о: Во всех городах, которые вы перечислили, у меня контракты и везде я считаюсь своей. Все привыкли, что я балерина Большого. Хотя за рубежом - вне гастролей БТ - я танцую просто как Светлана Захарова. Не люблю спекулировать именем театра - когда меня приглашают, то приглашают именно меня. Если бы я не могла собрать публику на свое имя, мне, может быть, необходимо было бы прикрытие бренда. Но пока, слава богу, я востребована без всяких уточнений. В начале июня в Равенне я танцевала "Жизель" с Андреем Уваровым и еще раз в этом убедилась. Принимали нас потрясающе - в финале зал аплодировал стоя. В Большом выступать тревожнее, чем где бы то ни было. Больше устаешь, больше боишься - даже не знаю, с чем это связано, вроде бы давно танцую в этом театре. Хотя, по совести сказать, только одной ногой ступишь на сцену, страх исчезает.
в: Когда весной вы готовили роль Эгины в "Спартаке", балетоманы трепетали. Все-таки коварная куртизанка - первая отрицательная роль в вашем списке лирических героинь. Как далась вам эта метаморфоза?
о: Сравнительно легко. Во время репетиций я просто наслаждалась. Не то, чтобы я очень полюбила свой персонаж, но постановка и гениальная музыка меня сильно взбудоражили. Тем более что довелось поработать с Юрием Григоровичем. На премьере вдруг возникло ощущение, что я нахожусь в Древнем Риме и вокруг меня не артисты балета, а настоящие патриции. Это было здорово! Вообще мне тяжело танцевать премьеры. Да что говорить, не люблю я их - многого еще не знаешь, не чувствуешь.. Мне по душе, когда балет много раз станцован и появляется возможность переосмыслить уже привычные вещи. А в "Спартаке", может быть, впервые в жизни я ощутила себя комфортно уже во время первого спектакля. Наверное, есть в этом балете что-то особенное. Думаю, он долго будет жить - главное, чтобы были соответствующие исполнители.
в: Голландские гастроли вы открыли "Лебединым озером". Каким по счету в вашей биографии?
о: Честно говоря, не знаю. Когда я станцевала штук пять "Озер", то перестала их считать. Бывает, конечно, надоедает. Иногда не хочется репетировать, думаешь - а может, хватит с меня "Лебединых..."? Столько версий освоено, столько сцен... Начинаешь себя заставлять, говорить: надо, надо, надо работать, и с таким настроением приходишь в зал. Но как только начинает звучать гениальная музыка Чайковского - всё! Лень, нежелание куда-то пропадают. Просто заново осмысливаешь роль.
в: В таком случае да здравствует Чайковский. В репертуаре следующего сезона, естественно, тоже "Лебединое..."?
о: Разумеется. Все планы уже расписаны. Из новых балетов в БТ будет "Коппелия", в которой я не занята. Жаль, конечно, что в Большом нет спектаклей, поставленных специально для меня. Но что я могу сделать? Только проявлять инициативу. Ищу постановщиков, ищу какие-то темы, миниатюры делаю... Как только обнаружу что-то более значимое - классную музыку, классную тему, хореографов, с которыми действительно было бы очень интересно работать, обязательно сделаю спектакль в Большом. Знаю, что с постановкой проблем не будет.
в: С таким боевым настроем вам понадобится много сил. Каковы планы на отпуск?
о: Если получится, планирую съездить в несколько хороших мест. Сезон был тяжелым и нужно серьезно заняться восстановлением. Я предпочитаю то, что называют пассивным отдыхом. Главное, чтобы было тихо, немноголюдно и никуда не нужно было торопиться. Не люблю море, жару. Люблю горы, озеро, оздоровительные процедуры. Ну и, конечно, полежать и книжку почитать.