Хореограф Алла Сигалова: "О чем мы говорили с Барышниковым - запретная тема"


В Москве завершился IV Международный студенческий фестиваль "Твой шанс". Победителями стали студенты Школы-студии МХАТ, опередившие 39 конкурентов из 8 стран. За пластический спектакль "Стравинский. Игры" ученики хореографа Аллы Сигаловой получили Гран-при и право участия в Авиньонском фестивале. Однако поездку решили отложить на год - у ребят будет последний курс, и они проведут в Авиньоне выпускной вечер. С поздравлениями к Алле Сигаловой отправилась обозреватель "Известий".
вопрос: Ваш фестивальный успех имеет предысторию - в феврале спектакль "Стравинский. Игры" прошел обкатку в нью-йоркском Центре Михаила Барышникова. Он так хорошо осведомлен о том, что делается в России, или у него есть советчики?
ответ: Он всё знает - и про балет, и про театр, и про кино. Я не думаю, что у него есть советчики, он вообще мало общается с русскими. Мне кажется, он в интернете обо всем читает. И, наверное, есть люди, которые его интересуют, за которыми он следит.
в: Сегодняшний Барышников для России - неизведанная территория. Какое впечатление он произвел на вас?
о: Пока моя нога не ступила в его центр, я не верила, что наша встреча вообще может произойти. Мне дали билет, я села в самолет, приземлилась в Нью-Йорке - и все равно не верила. Уже там, в центре, студенты мне раз двести говорили: "Алла Михайловна, он только что по лестнице прошел, в фойе был...", а я никак не могла его увидеть. Наконец он материализовался рядышком со мной в темном зале. Что тут скажешь? Это просто какое-то счастье.
в: Вы с ним о чем-то беседовали?
о: Мы проговорили неделю. Но то, о чем мы говорили, - запретная тема. Он не общается с журналистами, практически закрыт, и я ни в коей мере не имею права его "открывать". Могу только обозначить направление наших бесед: театр, балет, Ленинград, хореографическое училище... Барышников закончил его в 1967 году, а я в 1969-м поступила. Мы, девчонки, были в него влюблены - а как иначе? В те времена театр еще репетировал в училищных залах. Мы ходили одними коридорами в один и тот же буфет. Рядом было театральное общежитие, где он жил. В гастрономе на Ломоносовской площади я отслеживала его, покупающего кефир. У меня до сих пор хранится билет на "Дон Кихота", где он танцевал со Светланой Ефремовой. Оказалось, что он тоже помнит этот спектакль. Потому что на первом же выходе они со Светочкой упали... Я была девочкой, но все эти воспоминания не вытравишь никаким дустом.
в: Говорят, с Барышниковым сложно общаться...
о: Да, и у меня тоже был неудачный опыт. Десять лет назад мы виделись в Риге, я пришла к нему в гостиницу после спектакля. Он был совершенно вымотанным, и у нас состоялся короткий официальный разговор. На этот раз, не знаю почему, он был полностью открыт для общения и даже показал свой архив. Это комната площадью примерно метров в пятнадцать. Там стоят стеллажи, а на них пленки, пленки, пленки... Я спросила: "Что можно?", и он сказал: "Все что хочешь". Я посмотрела его классические записи, что, конечно, потрясающе, но совершенно исключительное впечатление на меня произвело то, что он делал с Марком Моррисом. Невероятно просто! По языку, по тому, как он излагает хореографический текст... В какой-то момент у меня от восторга градом полились слезы. Такое ощущение, что ты слетал на другую планету, и неизвестно, сможешь ли еще раз там побывать.
в: Вижу, перед вами некий сценический макет. Что собираетесь делать?
о: Постановку для фестиваля памяти Евгения Колобова, который состоится в Ярославле. В пушкинский текст "Моцарта и Сальери" будут вмонтированы фрагменты из "Свадьбы Фигаро", "Дон Жуана", камерных и симфонических произведений Моцарта. Участвуют хор и оркестр "Новой оперы". Даниил Спиваковский исполнит роль Сальери, Евгений Стычкин сыграет Моцарта. Оформит пространство Василина Очередная - студентка последнего выпуска Олега Шейнциса. Я вообще люблю с молодыми работать, они понимают нечто такое, чего мы не знаем.
в: Заведование кафедрой в Школе-студии МХАТ, наверное, нелегкий процесс. Любите учить?
о: Это душевная потребность. Обучение театральному ремеслу - невероятно заразительный и упоительный процесс. И мощное подспорье в профессии. Каждый день ты держишь экзамен перед учениками, пытаешься их понять и им соответствовать - прежде всего по энергетике, по остроте ощущений. Правда, у меня так много энергии, что пока они до меня не доплыли. Кроме того, я учу манере общения, восприятию окружающего мира. Они смотрят на все - как ты выглядишь, как общаешься на уроке и вне его.
в: У вас двое собственных детей. Как считаете, вы хорошая мать?
о: Существуют два летних месяца, когда я ничего не делаю. Какие бы проекты мне ни предлагали, какие бы деньги ни сулили, я беру сына и занимаюсь только им. И если у меня образуется свободный вечер, я тоже выбираю сына. Так что сейчас я, наверное, хорошая мать. Дочери я уделяла гораздо меньше времени. В молодости нам хочется поспеть везде - в ущерб семье. Наверное, так и должно быть.
в: Качество, которое вы больше всего цените в женщине?
о: Мудрость. Умение найти правильное соотношение карьерных амбиций и дома. Дом - это не просто сделать уборку. Это взаимоотношения в семье и воспитание детей.
в: Что привлекает вас в мужчинах?
о: Отсутствие глупости. Мужчина может совершать ошибки, но он должен вовремя их исправлять. В то же время ошибки женщины дорого стоят ее близким. Женщина служит, ее служба - воспитание следующего поколения.
в: Домом и театром ваша жизнь не исчерпывается. Аллу Сигалову видят и на светских мероприятиях. Это часть пиара?
о: Это возможность маленького праздника. Нормальные люди заканчивают работу в пять-шесть часов и могут позволить себе другую жизнь. А моя жизнь - репетиции с десяти утра и дом поздней ночью. От ощущения, что ты постоянно сидишь в репетиционном зале, можно сойти с ума. Светские выходы - порой единственный шанс побывать в другом пространстве. Да и просто сменить рабочую форму на вечернее платье.
в: В телепроекте "Танцы со звездами" вы были столь же элегантны, сколь и суровы.
о: Ну это же игра, шоу. Там должны быть драматургия, интрига, разрешение конфликта. Мудрые продюсеры позвали правильных людей, и у каждого члена жюри было свое лицо. Мне кажется, всё получилось классно.