Я сижу на баобабе


В 1985 г. на Московском фестивале молодежи и студентов делегация Зимбабве участвовала в мероприятиях, исправно выкрикивая наборы лозунгов с рефреном "For the beautiful Mugabe". Универсальный лозунг "Я сижу на баобабе // For the beautiful Mugabe" сам собой напрашивался.
После вето, наложенного Россией и Китаем в СБ ООН на резолюцию о санкциях против Зимбабве, предложенную США, мотив "Я сижу на баобабе" и проистекающие из него упреки напрашивались тем более. Благо картина вырисовывалась яснее ясного. Есть совершенно отвратительный (с чем никто и не спорит) режим Мугабе. Есть много более демократические (тоже никто не спорит) Великобритания и США, добивающиеся санкций против Мугабе. И есть не столь демократические (тоже, в общем-то, никто не спорит) Россия и Китай, налагающие вето на санкции. За этим следует риторическое: "Нужны ли еще какие-нибудь комментарии?" - а равно и "Скажи мне, кто твой друг". В самом мягком варианте - "Можно ли так подставляться?"
Комментарии, впрочем, все равно последовали (ведь вопрос был риторический), причем в разных вариантах. Имманентная тяга России к нехорошим режимам: чем гаже, тем сильнее тянет - назло бабушке отморожу уши. Внутренняя интрига на предмет посрамления Д.А. Медведева, подписавшего на Хоккайдо декларацию с осуждением зимбабвийского режима. Внешняя интрига с созданием предмета для торга и последующего размена. Вероятно, Мугабе на Саакашвили.
Между тем по принципу бритвы Оккама - "не следует умножать сущности без необходимости" - можно для начала обратиться к официальному комментарию МИД РФ. Конечно, язык дан дипломату для того, чтобы скрывать свои мысли, и тем не менее: "Принятие СБ ООН такого документа создало бы опасный прецедент, открывающий дорогу для вмешательства СБ во внутренние дела государств в связи с теми или иными политическими событиями, включая выборы, что является грубым нарушением Устава ООН. Мы категорически не приемлем стремление некоторых государств - членов СБ выводить этот орган за его уставные прерогативы, а именно - за рамки поддержания международного мира и безопасности".
Существенное расширение функций международного полицейского, каковым замышлялся СБ ООН и каковым по Уставу ООН является, - это открытие ящика Пандоры. Органы безопасности, чья компетенция делается все шире и шире, - примеры тому можно найти хоть в истории, хоть в современности, и примеры эти не вдохновляют. Указания на то, что Мугабе и его режим глубоко отвратительны, не всякого убедят. Причиной ("предлогом" - кому как нравится) для расширения полномочий органов всегда является какой-нибудь отвратительный случай. Не бывает так, чтобы на ровном месте и без всякого повода вдруг заявлялось: "Раз у нас все прекрасно, то давайте расширим полномочия органов в явочном порядке".
Опять же неясно, где гарантия, что поркой beautiful Mugabe все дело и ограничится. Минимальный опыт показывает, что после полномочий хочется еще полномочий. А также, что давать эти полномочия не слишком разумно. Во всяком случае, опыты последних лет по установлению цветущих демократий in partibus infidelium (в стране неверных. - "Известия") не всякого вдохновят на их продолжение. При всей недемократичности и даже отвратительности Мугабе. Если же учесть, что недемократичность - понятие, толкуемое широко и разнообразно, кому-то не нравится Лукашенко, а кому-то Саакашвили, - то подключение к этим спорам мирового полицейского с механизмом санкций может иметь смысл лишь в рамках исканий на тему "Чем еще уконтропупишь мировую атмосферу?" Особой надобности в этом нет, поскольку состояние мировой атмосферы и так сильно оставляет желать лучшего.