Литургия Абрамовича


Неоднократные мольбы Р.А. Абрамовича "Увольте старика!" возымели действие, и президент РФ прекратил интересный эксперимент, когда Чукотский регион управлялся в порядке литургии, т.е. возложения на богатого гражданина государственной повинностью. В данном случае - по управлению дальней и бедной провинцией.
Данная практика, изобретенная еще в Древней Греции, судя по всему, полюбилась управляемым. Сообщается, что, узнав об уходе богатого гражданина, чукчи стенают: "Ай, вэй, Абрамович!" - но их, впрочем, утешают тем, что денежную повинность гражданин будет нести по-прежнему. В иных же сферах литургия распространена еще более. Министр культуры РФ А.А. Авдеев, выступая в Думе, отметил, что "наши спортивные федерации сегодня фактически прикреплены к олигархам, и это позволяет развиваться российскому спорту". Он мог бы присовокупить, что в Греции это называлось "гимнасиархия", т.е. набор и содержание участников гимнастических соревнований. Сам же министр предлагает добавить к списку литургий также и хорегию, т.е. оплату богатыми гражданами культурных мероприятий. Отчасти это уже имеет место. Наряду с именем гимнасиарха Р.А. Абрамовича (футбол) всем известны имена хорегов А.Б. Усманова (живопись) и В.Ф. Вексельберга (яйца). Пока ничего не слышно лишь насчет триерархии, т.е. возложения на богатых граждан повинности по строительству и содержанию военных кораблей, хотя представители правительства г. Москвы вполне могли бы стать триерархами ЧФ.
Но что касается регионального управления, тут Р.А. Абрамович пока остается первым и последним. Вероятно, это связано со спецификой экспериментального региона. Есть края столь отдаленные, суровые и малолюдные, что либо их надо просто оставлять на уровне каменного века - пускай живут изолятом, либо кто-то благодетельный должен их дотировать. Разговоры о природных богатствах не помогают - добыча этих богатств осмысленна лишь при острой, до зарезу нужде и дармовой рабочей силе. Вариант Дальстроя, он же ГУЛАГ. Так что кроме литургии ничего не остается. Опять же литургия имеет те преимущества, что несущий повинность вряд ли станет сам у себя воровать. Данная язва регионального управления тут отсутствует, ибо если Р.А. Абрамович и совершал сомнительные негоции, то не на Чукотке, а в иных местах. Оттого чукчи и стали экстатическими.
Тем не менее с избавлением Романа Аркадьевича от литургии вдруг пошли - то ли юмористические, то ли не совсем юмористические - разговоры о том, что это не избавление, а новая литургия, и не назначить ли богатого гражданина на Москву, которая при нем процветет лучше Анадыря. Если бы московские проблемы подобно чукотским заключались прежде всего в отсутствии денег, тогда, возможно, литургия имела бы смысл, хотя не очень понятно, почему именно Р.А. Абрамович, когда есть женщина-предприниматель Е.Н. Батурина, которой и можно было поручить литургию.
Однако, хотя мэр Москвы Ю.М. Лужков и любит петь Лазаря, намекая на то, как бы ему пригодились федеральные дотации, проблемы столицы связаны скорее не с отсутствием денег, но с не всегда удачным их использованием и с вызывающим множество вопросов механизмом городского управления. Поэтому литургия заключалась бы тут не в перечислении средств (если бы!), но в том, чтобы ввести осмысленное и прозрачное управление, по возможности избегая кровопролития. Тут и очистка авгиевых конюшен, и одоление лернейской гидры, а равно эриманфского вепря etc., etc. Роман Аркадьевич хотя и гимнасиарх, но все ж таки не Геракл, который тут потребен. Будет ли при жизни нынешних поколений такой Геракл вообще отыскан - вопрос отдельный и интересный.