На сцене нет еще пока спектакля лучше "Спартака"


Торжество в честь "Спартака" оказалось на удивление будничным. Праздничными выглядели только цены на билеты, поднятые в два раза. Если бы не тройной состав участников (в каждом акте выходили новые солисты), можно было подумать, что речь идет не о гиганте отечественной культуры, а о проходном событии.
Администрация, правда, выпустила юбилейный буклет, но поскупилась организовать фотовыставку, запечатлевшую славный путь спектакля. Пригласила исполнителей прошлых лет, но постеснялась во всеуслышание объявить об их присутствии. Овацию первому Спартаку - Владимиру Васильеву и первой Фригии - Екатерине Максимовой публика устроила во время антракта и по собственной инициативе. Тогда же выяснилось, что экс-худрук Большого театра - фигура по-прежнему обожаемая: программки Владимир Викторович подписывал не покладая рук. Артист, станцевавший десятки ролей, для многих так и остался Спартаком. Как и его покойный партнер Марис Лиепа - Крассом.
Спектакль, за который оба получили Ленинскую премию, в общем-то, был не ленинским. Его создатели - композитор Арам Хачатурян, хореограф Юрий Григорович и художник Симон Вирсаладзе - со всей определенностью доказали, что историей движут не законы диалектического материализма, а людские слабости. Вместо Спартака-монумента появился обыкновенный человек, волей судеб оказавшийся во главе восставших масс. Вместо Красса-диктатора действовал оскорбленный эгоист, чей мотив был не по-государственному мелок: Спартак меня унизил, Спартак должен умереть. Добавим к психологической составляющей великолепный антураж - бои, схватки, пиры, любовные дуэты, - и станет понятно, почему балет дожил до возраста зрелости. Естественно, он изменился, и что-то безвозвратно ушло. В апрельском интервью "Известиям" Владимир Васильев определил потерю так: "Если сравнить танец с речью, то мы обращали внимание не на слово, а на фразу, на главы, которые писали своим телом. А сейчас я вижу слова, слова, слова... Иногда очень красиво сказанные. Но нет ощущения жизни, одухотворенности..."
Со "словами" у солистов юбилейного спектакля был полный порядок. Бесподобно красиво выглядело словотворчество Светланы Захаровой - Эгины и Светланы Лунькиной с Ниной Капцовой (Фригии). Без запинки "проговорили" свои прыжки и вращения Иван Васильев, Денис Матвиенко и Александр Воробьев (Спартаки). Справились с непростым текстом Владимир Непорожний и Александр Волчков (Крассы). А вот мужской кордебалет оказался до смешного косноязычным. Для спектакля, где ансамбль - самостоятельный герой, подобная ситуация смерти подобна, и ее требуется срочно исправлять.
Что касается упомянутых Васильевым жизни и одухотворенности, то они, к счастью, случились. Благодарить за это надо Надежду Грачеву и Галину Степаненко в роли Эгины, а также Марианну Рыжкину - Фригию. Каждая сумела сложить свои "слова" в законченный образ, чего, собственно, и требует от артистов Григорович. Сам он наблюдал за происходящим из царской ложи. На финальные поклоны вышел размеренным шагом триумфатора, оглядел зал и повелительным крассовским жестом отправил на авансцену солистов. Публика приветствовала его стоя.