Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Четверых боевиков ВСУ осудили на сроки до 16 лет за преступления в Курской области
Мир
СМИ сообщили о пошлинах США свыше 3000% на солнечные панели из Юго-Восточной Азии
Армия
Экипаж Су-34 ВКС РФ ударил по пункту временной дислокации подразделения ВСУ
Общество
Прокуратура направила в Верховный суд ДНР дело в отношении наемника из Грузии
Происшествия
Два человека пострадали в ДТП с грузовиками и легковушкой в Тверской области
Общество
Журналист «Известий» выиграл приз Конкурса молодых журналистов-международников
Экономика
Мосбиржа возобновила торги на срочном рынке
Экономика
Стоимость биткоина превысила $90 тыс. впервые с 7 марта
Общество
Путин выразил соболезнования в связи со смертью скульптора Церетели
Мир
Литва выделит €300 млн до 2030 года на развитие военной авиабазы в Шяуляе
Мир
На Украине сообщили об участии своего кардинала в выборах папы римского
Авто
С начала года по госпрограммам было продано более 36 тыс. автомобилей
Общество
Цискаридзе назвал смерть скульптора Церетели печальной вестью
Происшествия
Жителей Барсово эвакуируют после взрыва в Киржачском районе Владимирской области
Общество
Зураба Церетели похоронят в Грузии
Мир
Депутаты подрались в парламенте Армении при вопросе о геноциде армян
Мир
Иран готов сделать ядерную программу более прозрачной на своих условиях

На сцене нет еще пока спектакля лучше "Спартака"

Торжество в честь "Спартака" оказалось на удивление будничным. Праздничными выглядели только цены на билеты, поднятые в два раза. Если бы не тройной состав участников (в каждом акте выходили новые солисты), можно было подумать, что речь идет не о гиганте отечественной культуры, а о проходном событии
0
19-летний Иван Васильев дебютирует в партии Спартака (фото: Игорь Захаркин, "Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Торжество в честь "Спартака" оказалось на удивление будничным. Праздничными выглядели только цены на билеты, поднятые в два раза. Если бы не тройной состав участников (в каждом акте выходили новые солисты), можно было подумать, что речь идет не о гиганте отечественной культуры, а о проходном событии.

Администрация, правда, выпустила юбилейный буклет, но поскупилась организовать фотовыставку, запечатлевшую славный путь спектакля. Пригласила исполнителей прошлых лет, но постеснялась во всеуслышание объявить об их присутствии. Овацию первому Спартаку - Владимиру Васильеву и первой Фригии - Екатерине Максимовой публика устроила во время антракта и по собственной инициативе. Тогда же выяснилось, что экс-худрук Большого театра - фигура по-прежнему обожаемая: программки Владимир Викторович подписывал не покладая рук. Артист, станцевавший десятки ролей, для многих так и остался Спартаком. Как и его покойный партнер Марис Лиепа - Крассом.

Спектакль, за который оба получили Ленинскую премию, в общем-то, был не ленинским. Его создатели - композитор Арам Хачатурян, хореограф Юрий Григорович и художник Симон Вирсаладзе - со всей определенностью доказали, что историей движут не законы диалектического материализма, а людские слабости. Вместо Спартака-монумента появился обыкновенный человек, волей судеб оказавшийся во главе восставших масс. Вместо Красса-диктатора действовал оскорбленный эгоист, чей мотив был не по-государственному мелок: Спартак меня унизил, Спартак должен умереть. Добавим к психологической составляющей великолепный антураж - бои, схватки, пиры, любовные дуэты, - и станет понятно, почему балет дожил до возраста зрелости. Естественно, он изменился, и что-то безвозвратно ушло. В апрельском интервью "Известиям" Владимир Васильев определил потерю так: "Если сравнить танец с речью, то мы обращали внимание не на слово, а на фразу, на главы, которые писали своим телом. А сейчас я вижу слова, слова, слова... Иногда очень красиво сказанные. Но нет ощущения жизни, одухотворенности..."

Со "словами" у солистов юбилейного спектакля был полный порядок. Бесподобно красиво выглядело словотворчество Светланы Захаровой - Эгины и Светланы Лунькиной с Ниной Капцовой (Фригии). Без запинки "проговорили" свои прыжки и вращения Иван Васильев, Денис Матвиенко и Александр Воробьев (Спартаки). Справились с непростым текстом Владимир Непорожний и Александр Волчков (Крассы). А вот мужской кордебалет оказался до смешного косноязычным. Для спектакля, где ансамбль - самостоятельный герой, подобная ситуация смерти подобна, и ее требуется срочно исправлять.

Что касается упомянутых Васильевым жизни и одухотворенности, то они, к счастью, случились. Благодарить за это надо Надежду Грачеву и Галину Степаненко в роли Эгины, а также Марианну Рыжкину - Фригию. Каждая сумела сложить свои "слова" в законченный образ, чего, собственно, и требует от артистов Григорович. Сам он наблюдал за происходящим из царской ложи. На финальные поклоны вышел размеренным шагом триумфатора, оглядел зал и повелительным крассовским жестом отправил на авансцену солистов. Публика приветствовала его стоя.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир